Троллейбус производства ОАО "Нижтрол" в заводской окраске, г. Нижний Новгород, фото 2005 года

АО "Нижегородский троллейбус" (краткое название - "Нижтрол", с сентября 2002 г. - ОАО "Нижегородский троллейбус") было учреждено в сентябре 2000 года компанией "Транзит" (60% уставного капитала) и Нижегородским авиационным заводом "Сокол" с целью проведения капитально-восстановительного ремонта троллейбусов модификаций ЗиУ-682В и ЗиУ-682Г.

К тому времени "Нижтрол" имел сертификат на проведение КВР подвижного состава с заменой кузова, сопровождавшегося выносом части электрооборудования на крышу транспортного средства. В части технических условий ремонт был согласован с изготовителем троллейбусов этой модели - ОАО "Тролза" (ранее - завод им. Урицкого, г. Энгельс Саратовской обл.) Согласно документам изделие обозначалось как ЗиУ-682Г012К. Фактически ОАО "Нижегородский троллейбус" размещало заказы на изготовление кузовов авиационным заводом, а комплектующие приобретало у производителей и дилеров.


ОАО "Нижегородский троллейбус". Рекламный проспект

До 30 октября 2002 года в должности генерального директора "Нижегородского троллейбуса" находился Геннадий Кузнецов. После того, как мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов подписал распоряжение о назначении Кузнецова директором департамента транспорта и связи городской администрации, до 2006 года "Нижтрол" возглавлял Олег Яушев, ранее, с 1998 по 2002 годы, работавший директором все того же департамента. С какой целью была произведена такая рокировка, не совсем понятно.

Еще в конце 2001 года "Нижтрол" заявил о планах по организации собственного троллейбусного производства. В 2003 году ОАО "Нижегородский троллейбус" приняло решение освоить выпуск перспективной модели троллейбуса по типу АКСМ-201-01 ПКУП "Белкоммунмаш" (г. Минск). Для этого "Нижтрол" приобрел у "Белкоммунмаша" полный пакет документации и оформил сертификат на его производство. Взаимодействие нижегородского и минского предприятий осуществлялось в рамках соглашения о сотрудничестве между Нижегородской областью и Республикой Беларусь, подписанного в марте 2001 года. По словам генерального директора "Нижтрола", ОАО планировало поставлять в Белоруссию не только готовые машины, но и кузова. Окончательную сборку должна была производить белорусская сторона.



Троллейбус АКСМ-201-01 нижегородской сборки, г. Нижний Новгород, фото 2006 года

Сборка первого троллейбуса началась в декабре 2003 года. В июле 2004 года новинка должна была пройти сертификацию, и в этом случае предприятие смогло бы собрать до конца года около 15 машин. Цена нижегородского АКСМ-201-01 оценочно составляла около 2 млн руб., при этом белорусский оригинал был дороже на 500 тыс. руб. Предполагалось, что троллейбусные кузова будет выпускать Борский авторемонтный завод (БАРЗ) - предприятие с опытом изготовления кузовов автобуса ЛиАЗ-677. Тем не менее за все время существования ОАО "Нижегородский троллейбус" БАРЗ изготовил по его заказу лишь два кузова. Первый из них был отправлен в троллейбусное депо №1 Нижнего Новгорода. Машину, собранную там на его основе, оформили как капитально-восстановительный ремонт ЗиУ-682Г (гаражный №1635) с заменой кузова. Второй кузов, сделанный позже, продали в Москву.

25 ноября 2002 года "Нижтрол" зарегистрировал свой воронежский филиал. Считается, что помощь в выходе на этот рынок компании оказал один из нижегородских предпринимателей. Филиал, находившийся по адресу: г. Воронеж, ул. Космонавтов, д. 19, в качестве основного вида своей деятельности провозгласил "деятельность троллейбусного транспорта". Постановлением администрации г. Воронежа №2733 от 5 декабря 2003 года "О сотрудничестве с ОАО "Нижегородский троллейбус" "в целях дальнейшего развития городского электротранспорта, а также в связи с обращением" воронежского филиала ОАО "Нижегородский троллейбус" предписывалось подготовить договор о сотрудничестве между администрацией г. Воронежа и ОАО и внести на рассмотрение областной и городской думы предложение о софинансировании программы развития городского электротранспорта.

В связи с этим при формировании бюджета Воронежа на 2004 год в статье "Электротранспорт" предусматривались финансирование капитального ремонта, реконструкции и ввода новых линий контактной сети, а также возмещение выпадающих доходов за перевозку льготных категорий граждан воронежским филиалом ОАО "Нижегородский троллейбус". Следует заметить, что к тому моменту, в середине 2001 года, уже была введена процедура банкротства МУП "Воронежгорэлектротранс", кредиторская задолженность которого составляла около 150 млн рублей.

В течение нескольких лет, как сообщали СМИ, количество машин и маршрутов постоянно сокращалось, а водители регулярно устраивали забастовки, требуя повышения зарплаты. В 2003-2005 гг. значительная часть имущества "Воронежгорэлектротранса" была продана с торгов. В том числе на одном из аукционов, состоявшихся в 2004-2005 гг., было продано троллейбусное депо №2 на улице Космонавтов. Новый владелец территории - ижевская ХК "Атлантида" - намеревался построить на месте предприятия торговый центр.

Именно это депо взяло в аренду ОАО "Нижегородский троллейбус". Ему были переданы порядка 35 машин. В этот период времени в городе также оставалось около 20 муниципальных троллейбусов. Весь остальной подвижной состав был либо списан, либо продан в другие хозяйства. Так что четыре троллейбуса, построенные "Нижтролом" для Воронежа и проработавшие там с 2003 по весну 2006 гг., вряд ли могли серьезно повлиять на ситуацию, сложившуюся в городе с электротранспортом.

В мае 2006 года мэрия Воронежа разорвала договорные отношения с ОАО "Нижегородский троллейбус", мотивируя это тем, что компания не выполнила свои обязательства по капитальному ремонту подвижного состава, в результате чего на линию ежедневно выходили только 25-30 троллейбусов. Действительно, контракт с администрацией Воронежа предусматривал проведение КВР 20 машин с износом 100%. Кроме того, 3 млн рублей превысила задолженность "Нижтрола" за электроэнергию перед МУП "Воронежпассажиртранс". Трения по оплате электроэнергии возникли ввиду того, что не был четко проработан ее механизм, а подвижной состав приборами учета потребляемой из сети энергии не оборудовался. После этого ОАО "Нижегородский троллейбус" экстренно вывезло из Воронежа четыре рабочих машины собственного производства, принадлежавшие компании. Летом 2006 года они находились на территории Нижегородского ВРЗ, прекратившего к тому времени существование, их дальнейшая судьба неизвестна.


Бывшие воронежские троллейбусы на территории Нижегородского ВРЗ, фото 2006 года

Возможность поставки своей продукции в другие троллейбусные хозяйства "Нижтрол" также прорабатывал. В частности, пресса сообщала об интересе к ней правительств Удмуртии и Татарстана. Реально же помимо Воронежа были отправлены 5 машин типа ЗиУ-682Г012К в Москву и две - в Новочебоксарск. Еще один кузов "Нижтрол" отгрузил в Волгоград, однако его следы там теряются. Скорее всего его для каких-либо нужд использовал местный завод транспортного машиностроения - ВЗТМ. Остальные 49 из 61 единицы этой модели, выпущенные предприятием, были поставлены во все три депо Нижнего Новгорода (в количестве 18, 16 и 15 в депо №№ 1, 2 и 3 соответственно).

Последние из них доукомплектовывались уже в 2005 году непосредственно на местах, причем зачастую бывшими в употреблении агрегатами. В целом троллейбусы "Нижтрол" зарекомендовали себя хорошо. Не имея особых нареканий по кузову и основанию, многие из этих "682Г012К" прослужили 10 лет и более, а отдельные экземпляры продолжали работать в 2017-2019 гг., в том числе оба поставленных в 2004 году в Новочебоксарск. Тем не менее, получив от предприятия около 50 практически построенных заново троллейбусов, городские власти Нижнего Новгорода прекратили финансирование капремонта подвижного состава и в 2006 году демонстративно выделили средства на приобретение 40 новых машин у ОАО "Тролза".


Троллейбус производства ОАО "Нижтрол", г. Москва, фото 2005 года

В апреле 2007 года ОАО "Нижегородский троллейбус" было признано банкротом и в отношении него открыли конкурсное производство. Ликвидатором компании был назначен Александр Жариков. В феврале 2009 года "Нижтрол" прекратил существование.

Источники информации: нижегородский, московский, воронежский транспортные форумы в сети Интернет, публикации в региональных СМИ, воспоминания работников электротранспорта, личные наблюдения

К разделу "Немузеефицированный подвижной состав"

Оставить комментарий к публикации

На главную страницу