Первый образец гоночного автомобиля ГЛ-1

Первый образец гоночного автомобиля ГЛ-1 (аббревиатура расшифровывается как «гоночный Липгарта», название присвоено в честь в честь главного конструктора Горьковского автомобильного завода Андрея Липгарта) был построен в 1938 году на базе серийного ГАЗ М-1.

Машина длиной 3,9 м и снаряженной массой около 1000 кг, конструктором которой являлся Евгений Агитов, имела бескрылый обтекаемый двухместный кузов с защитным лобовым стеклом и широкую хвостовую часть, приплюснутую в горизонтальной плоскости. 4-цилиндровый двигатель, оснащенный экспериментальной головкой блока цилиндров с увеличенными диаметрами клапанов и имевший увеличенную степень сжатия, развивал мощность 65 л. с. при 3200 об./мин против стандартных 50.

ГЛ-1 дебютировал на автогонке в Киеве. Ее пилотом был техник-испытатель ГАЗа Аркадий Николаев (по специальности - авиационный техник). В первом заезде машина показала скорость 143 км/ч. Максимальный же результат для этого образца составил 147 км/ч.


Второй образец гоночного автомобиля ГЛ-1

В 1940 году на ГАЗе был построен гоночный автомобиль ГЛ-1 второго поколения. Он базировался уже не на ГАЗ М-1, а на ГАЗ-11-73 с 6-цилиндровым двигателем, который подвергся форсировке. В частности, благодаря установке двух карбюраторов мощность возросла до 100 л. с. В отличие от ГЛ-1 первого поколения кабина стала одноместной закрытой обтекаемой, на колесах появились аэродинамические колпаки.

На втором образце ГЛ-1, масса которого выросла примерно до 1100 кг, 22 сентября 1940 года Аркадий Николаев установил абсолютный всесоюзный рекорд скорости – 161,87 км/ч, пройдя 1 километр с места за 35,5 с. В 1941 году на ГАЗе предполагалось построить гоночный автомобиль третьего поколения, но с началом Великой Отечественной войны, все работы над ним были прекращены.

Судьба обоих построенных образцов ГЛ-1 неизвестна. Машины исчезли при невыясненных обстоятельствах – они были либо разрезаны, как и другие не пошедшие в серию образцы, либо погибли во время бомбежек территории автозавода. После войны Аркадий Николаев  не вернулся в автоспорт, реализовав себя в качестве ученого, а Евгений Агитов во время войны покончил жизнь самоубийством.

В 2006 году московская фирма «Кузовная мануфактура Александра Бушуева» приступила к постройке реплики второго образца автомобиля ГЛ-1. При воссоздании машины использовались узлы и агрегаты старых "эмок". В 2010 году автомобиль был готов. Он демонстрировался в рамках ретросалонов и принимал участие в нескольких авторетропробегах, а на постоянной основе экспонируется в столичном автомузее на Рогожском валу в Москве.


Реплика второго образца автомобиля ГЛ-1 от "Кузовной мануфактуры Александра Бушуева" (г. Москва)

В Нижнем Новгороде в качестве арт-объекта установлен  макет гоночного автомобиля ГЛ-1

Оставить комментарий к публикации