Сегодня много говорят о самоидентификации нашей нации, нашего государства и его субъектов, отдельных населенных пунктов и даже их административно-территориальных единиц.

В действительности поводов гордиться своим городом у жителей Нижнего Новгорода немало. Один из таких поводов - наша трамвайная система, основанная в конце XIX века и действующая по сей день.

Еще в начале 70-х годов руководством трамвайно-троллейбусного управления г. Горького была разработана и впоследствии на региональном уровне активно продвигалась "легенда", носившая название "Нижегородский трамвай - первый в России". Легенда эта красива, однако достаточно сомнительна.

Полвека назад Юрий Коссой, директор Горьковского ТТУ в 1964-1987 годах, написавший в соавторстве с Надеждой Бобровой книгу "На городских маршрутах" к 75-летию нижегородского трамвая, открытого в 1896 году, высказывал точку зрения, что "Нижний Новгород волею обстоятельств стал вторым городом в России, где появился новый вид транспорта - трамвай. Впервые же в России эту важную новинку внутригородского сообщения увидели в Киеве в 1892 году".

Однако уже в середине 90-х годов Коссой, покинув трамвайно-троллейбусное предприятие и став историографом нашего трамвая, рассуждал так: "Прежде всего установим, что речь идет не о трамвае вообще, а именно о городском пассажирском электрическом трамвае с постоянным режимом работы - если начальной точкой отсчета истории трамвая признавать конку, то Нижнему заведомо придется отступить и пропустить вперед не только Петербург, Москву, но и Казань, Саратов, Ростов и Воронеж.

В Киеве трамвай начал работать в 1892 году, но сегодня этот город оказался за границей. В Санкт-Петербурге пустили зимний трамвай в 1895 году: по ледовой линии между Сенатской площадью и Васильевским островом бегали маленькие вагончики на участке длиной около 360 метров. Линия прекращала работу с началом таяния льда. 31 мая 1895 года был открыт калининградский трамвай, но это произошло не в Калининграде, а в главном городе Восточной Пруссии Кенигсберге. Трамваи во Львове пошли еще раньше - 23 июня 1894 года, но это был австрийский город Лемберг. Поэтому нижегородский трамвай является первым в России".

Причины подобных рассуждений вполне понятны. Близилось 100-летие нижегородского трамвая, требовалось привлечь к этому событию внимание общественности, властей и политиков. В результате слоган "Нижегородский трамвай - первый в России" был транслирован в сознание многих россиян и остается там по сей день, хотя и является глубоко ошибочным. Давайте, отбросив все геополитические нюансы, попытаемся разобраться, почему, чтобы не стать заложниками новых заблуждений.

Во-первых, в понятие "Россия" в различные периоды времени вкладывался разный смысл. До провозглашения республики в 1917 году Временным правительством это понятие, хотя оно и не было официальным, отождествлялось с Российской империей - унитарным государством, в котором, к примеру, Киевская и Нижегородская губернии были абсолютно равноправными субъектами.

С 25 октября 1917 года (по старому стилю) существовала Российская Советская Республика, затем - Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика в составе СССР. Это название было закреплено в конституциях СССР 1936 года и РСФСР 1937 года. В так называемый советский период существовали неофициальные названия республики - Российская Федерация и Россия. Наконец, в 1991 году Верховный совет РСФСР постановил впредь именовать Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику Российской Федерацией (Россией).

Так о какой России идет речь? Если о Российской империи, то в ее границах первым электрическим трамваем все же являлся киевский. Если о Российской республике эпохи 1917-1991 годов - первым среди вновь построенных в 1924 году оказался электрический трамвай в подмосковном Ногинске. Если о постсоветской России - тут все намного проще, трамваи только закрывались.

Далее, как уже было отмечено выше, Коссой указывает, что при определении приоритета речь идет о городском пассажирском электрическом трамвае. Здесь также существуют некоторые тонкости. Поскольку в слогане "Нижегородский трамвай - первый в России" его тип не упоминается, и это может вызвать недоумение как у специалистов, так и у обывателей. Дело в том, что исторически понятие "трамвай" подразумевает городское транспортное средство, движущееся по рельсам, а уже это транспортное средство имеет достаточно много разновидностей. В зависимости от типа тяги трамвай может быть электрическим, конным, паровым, бензиновым или дизельным.

Практически все эти разновидности трамвая работали в различных населенных пунктах Российской империи начиная с 1863 года, когда в столице - Санкт-Петербурге - появилась первая городская конно-железная дорога, и это ее правильное наименование, "конка" же - разговорный вариант, обозначающий как транспортное предприятие, так и его подвижной состав. Аналогично сегодня мы называем трамваем электрический трамвай, потому что это слово вошло в наш обиход в виде такой облегченной конструкции. На самом деле, если обратиться к документам 110-125-летней давности, мы увидим, что трамвай в них обычно именуется как городская электрическая железная дорога.

Теперь обратимся к вопросу сезонности. В истории Российской империи неоднократно встречаются примеры сезонной работы электрического трамвая. Так, исключительно в теплое время года работали системы Кемери (ныне входит в состав Юрмалы) и Евпатории, и это, конечно же, являлось спецификой упомянутых систем. По аналогии, своеобразной спецификой была и зимняя, на вмороженных в лед реки Невы путях, работа электрического трамвая в Санкт-Петербурге.

На самом деле работа некоторых участков городской электрической железной дороги Нижнего Новгорода также была сезонной. Так, сообщение по плашкоутному мосту через Оку представлялось возможным лишь в период от окончания ледохода и до следующего ледостава. А зимой движение осуществлялось по льду - как и в столице империи, где режим работы электрического трамвая Юрием Коссым был признан непостоянным, а следовательно, не позволяющим считать дату его запуска приоритетной по отношению к нашему городу.

У нижегородской "легенды о трамвае" есть еще один очевидный изъян. Общеизвестно, что появление в Нижнем Новгороде трамвайного сообщения в 1896 году тесно связано с проведением в городе XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки. В период с мая по июнь были открыты три абсолютно не связанные между собой системы электрического трамвая. При этом одна из них предназначалась для удовлетворения потребностей в общественном транспорте жителей правобережной части города (компания Р. фон Гартмана), вторая - для связи выставки с Нижегородской ярмаркой и правым берегом (компания Siemens&Halske), а третья - обслуживала посетителей выставки, одновременно являясь ее экспонатом (компания М. Подобедова).

Вторая и третья системы изначально не предназначались для постоянной эксплуатации. По окончании работы выставки система Подобедова была разобрана, а ее оборудование, пути и подвижной состав - вывезены. Система Siemens&Halske также прекратила работу и, как это уже произошло с системой Подобедова, могла быть демонтирована и вывезена, однако Р. фон Гартман выразил желание эксплуатировать ее в дальнейшем, в связи с чем между ним, городскими властями и руководством ярмарки на протяжении минимум трех лет велись переговоры.

Все это время система Siemens&Halske, впервые открывшаяся 8 мая 1896 года (по старому стилю), бездействовала. Однако опять-таки несмотря на современный постулат "о постоянном режиме работы", суть которого изложена выше, а также на то, что городское сообщение было запущено на месяц позже - 9 июня (по старому стилю), именно дата открытия системы Siemens&Halske признана фактической датой начала регулярной работы нижегородского трамвая и отмечается ежегодно 20 мая по настоящее время.

Вот, собственно, из такого клубка противоречий соткан "портрет" "первого в России" нижегородского трамвая. Возможно, этот статус отчасти помогает ему выживать сегодня в ситуации, когда муниципальный электротранспорт в России крайне непопулярен как у горожан, так и у властей. Но понятно, что в основе даже красивого, быстро овладевающего умами людей лозунга не может лежать откровенная манипуляция датами и фактами. Поэтому нижегородский трамвай, хотя и остро нуждающийся в хорошем брендировании, все же должен без сожаления расстаться с существующим статусом "первого".

Каким должен быть новый бренд? Пусть над этим задумаются специалисты. Может быть, это будет "умный трамвай", если удастся создать идеально оптимизированое расписание работы и, более того, на все сто процентов выполнять его. Может быть, "трамвай будущего", если аккумулировать немало средств и по вновь построенным путям пустить самые современные вагоны. Но, увы, никак не "первый".

Олег ЧАЛКОВ
21 марта 2019 г.

Оставить комментарий к публикации

На главную страницу