Станция "Родина". Фото 2005 года
Горьковская детская железная дорога (ГДЖД, неофициальное название - "Малая Горьковская железная дорога") им. М. Горького была пущена в эксплуатацию 8 ноября 1939 года на колее 750 мм. Первый поезд с пассажирами отправился в рейс со станции "Родина" в 14 часов 02 минуты.
Решение о строительстве дороги в мае 1939 года принял Горьковский обком ВКП(б). Первоначальный проект предполагал сооружение главных путей протяженностью 9,1 км, шести станций - "Родина", "Железнодорожников", "Маяковского", "Ипподром", "Пушкино" и "Счастливая" (впоследствии от двух промежуточных станций отказались, сделав "Железнодорожников" и "Ипподром" остановочными пунктами), а также паровозного и вагонного депо.
Схема ГДЖД. 1939 год
Строительство дороги шло ударными темпами при активной помощи Горьковского автозавода, заводов "Красная Этна" и "Двигатель революции". Партийная и комсомольская организации привлекали к участию в субботниках десятки тысяч человек, в том числе домохозяек.
На конечных станциях - "Родина" (в районе парка имени 1 Мая, архитектор А. А. Яковлев) и "Счастливая" (в Соцгороде, в районе Бусыгинского квартала, архитектор Б. М. Анисимов) - были в сжатые сроки построены два двухэтажных кирпичных вокзала, в которых расположились учебные классы, киноконцертный и лекционный залы, военно-физкультурный кабинеты, библиотека с читальным залом, радиоузел, а также музей истории железнодорожного транспорта.
Станция "Счастливая". Фото 1999 года
Промежуточные станции "Маяковского" и "Пушкинская", архитектура которых была более простой (их выполнили одноэтажными и из дерева), находились соответственно на территории поселков Инструментального и Строителей. Через реку Ржавку был построен железнодорожный мост, кроме того, оборудованы 4 переезда с механическими шлагбаумами в местах пересечения с ведомственными участками железных дорог со стандартной колеей 1524 мм.
Станция "Маяковского"
Станция "Пушкино"
Остановочный пункт "Ипподром". 1959 год. Фото Н. Балакина
В июне 1939 года из депо станции Тумская в Горький поступили 2 узкоколейных паровоза серии "К" и 12 пассажирских вагонов. Паровозы были отправлены на завод "Красное Сормово", где их переоборудовали в стиле паровоза "ИС" и присвоили обозначения "ЛК-01" и "ЛК-02". Вагоны адаптировали в вагонном депо Горьковской железной дороги. Кроме того, в распоряжении ГДЖД находились и грузовые платформы.
Сообщение между станциями "Родина" и "Счастливая" занимало чуть более получаса. За первый год работы дороги было отправлено свыше двух тысяч поездов, перевезено более 100 тыс. пассажиров и более 15 тыс. тонн грузов. Интересно, что многие жители города Горького использовали детскую железную дорогу в качестве общественного транспорта при поездках на работу и с работы.
В 1941-46 годах имущество ГДЖД находилось в ведении отдела подготовки кадров управления Горьковской железной дороги, а сама она использовалась для обучения персонала путей сообщения.
В 1965 году вокруг детской дороги развернулись драматические события. Значительная ее часть была разрушена в связи имевшимися планами застройки районов, по которым она проходила. После этого в ее распоряжении остался лишь отрезок путей длиной около 1,5 км от "Родины" до вновь сооружаемого Комсомольского шоссе, где впоследствии была открыта новая станция. Ее назвали "Пушкино" в память о старой "Пушкинской".
После ликвидации сообщения между Канавинским и Автозаводским районами в здании "Счастливой" во 2-й половине 60-х годов был размещен Дворец бракосочетания Автозаводского района. В 1994 году вступил в строй новый участок дороги со станцией, названной "Счастливой" в честь прежнего конечного пункта.
В настоящее время ГДЖД представляет собой треугольник с тремя тупиковыми станциями. Длина ее главных путей – 3,2 км, Дальнейшее развитие дороги ни вдоль Комсомольского шоссе, ни в сторону Автозаводского района невозможно ввиду того, что все территории в направлениях возможного ее продления уже освоены.
Схема ГДЖД. 2000-е годы
Неофициальная схема ГДЖД на территории ст. "Родина"
К другим материалам по теме "Горьковская детская железная дорога им. М. Горького":
● паровоз КП-4 №430
● пассажирский вагон Pafawag
● пассажирский вагон ВП750
● пассажирский вагон "Дилижанс"
● пассажирский вагон ПВ-40 ("48-051")
● тепловоз Ту2 №233
К другим важнейшим сооружениям транспортной инфраструктуры на территории Нижегородской области:
● Автостанция "Канавинская"
● Автостанция "Сенная"
● Аэродром, с. Большое Болдино
● Аэродром, г. Богородск
● Канатная дорога Нижний Новгород - Бор
● Нижегородский (горьковский) автовокзал
● Нижегородский (горьковский) метрополитен
● Нижегородский (горьковский) трамвай
● Нижегородский (горьковский) троллейбус
● Пригородная железнодорожная ветка Нижний Новгород-Сормово
Оставить комментарий к публикации