Загадка Т-70 по-прежнему не разгадана

...Этот экспонат музея истории ГАЗа сильно отличается от других, блестящих лакированными боками. И комплектность у него нарушена, и сам он не автомобиль. Он - танк. Точнее, остов танка, который в 2008 году откопали во время ремонта в цехе металлопокрытий.

Cнимая старые полы в цехе, рабочие неожиданно наткнулись на что-то металлическое. Стали раскапывать, и вскоре их взору предстал остов танка. Без башни, гусениц и "начинки", но перепутать с чем-либо Т-70 было невозможно - в цехе со времен войны действительно находился танк. Наша редакция тогда провела целое расследование, пытаясь выяснить, каким же образом боевая машина оказалась под полом цеха. К однозначному выводу мы так и не пришли, зато узнали, что, оказывается, таких подземных танков было как минимум пять - часть из них уже достали, а часть еще вполне может находиться в земле.

Тот, найденный Т-70, бережно извлекли из недр и, отмыв от грязи, передали в музей истории ОАО "ГАЗ".

- Он сохранился потрясающе, - Н. В. Колесникова, директор музея, проводит рукой по шершавой броне. - Было ощущение, будто перед тем, как опустить его под землю, танк тщательно обработали маслом: его и сейчас вполне можно оснастить оборудованием и - вперед.

Возможно, броню сохранила именно "консервация" под землей. Уже в музее, на воздухе, он было надумал ржаветь, но вызванные из объединенного инженерного центра специалисты быстро пресекли попытки ржавчины уничтожить реликвию: специально подобранный антикор надежно хранит танк для потомков.

Правда, экскурсоводы, показывая остов Т-70 посетителям, до сих пор не могут дать официальную версию его появления под землей. Версии этой просто не существует.

Этот танк наверняка был бомбоубежищем, - уверен ветеран Горьковского автозавода А. И. Корочкин.

Во время войны Александр Иванович работал технологом во втором механическом цехе, и, по его словам, подобный Т-70 был и у них.

- Я сам своими глазами видел, как остов танка опускали под землю, - рассказывает он, - и сам прятался в нем во время бомбежек. Правда, за давностью лет уже не помню, кому именно пришла идея использовать Т-70 в качестве защиты и каким образом он оказался в нашем цехе.

Слова Александра Ивановича подтверждают и другие читатели газеты. Когда четыре года назад мы написали о необычной находке, люди звонили и рассказывали: "Я сам прятался в таком танке. Теснотища, страшно, сидели на брошенной на пол соломе... Но зато живы остались".

Казалось бы, в расследовании темы "подземные танки" можно ставить точку. Но на самом деле не все так однозначно.

За четыре года, что остов Т-70 стоит на всеобщем обозрении, сотрудники музея перерыли сотни архивных документов в поисках хоть какой-либо информации о столь необычных "бомбоубежищах".

- Ни одного свидетельства, констатирует Н. В. Колесникова. - Нигде нет даже тени упоминания о том, что военные машины разрешено использовать в качестве защиты работников цехов. С точки зрения логики это очень странное решение: броня танка стоит дорого, спрятаться в нем во время бомбежек могли максимум 5-6 человек, в то время как в цехе работали сотни. Кроме того, фронт испытывал жесточайший дефицит в военной технике и использование танковой брони в своих целях... Так можно было и визита сотрудников НКВД дождаться.

Оппоненты могут возразить: а что, если эта броня была бракованной и не подходила для военных целей? Резонный ответ - почему не отправить ее на переплавку?

- "Корыта" (так называли остовы танков работники ГАЗа) приходили в Горький из Выксы и Кулебак, - рассказывает Наталья Витальевна, - и, если на нашем заводе выявляли брак, возвращали негодный остов производителям. Возможно, в закопанных танках люди и прятались во время бомбежек, но, на мой взгляд, использование Т-70 в качестве укрытия - это "побочный эффект". Реальная цель была другой.

Какой именно? На это история пока так и не дает ответа. Удастся ли его когда-нибудь найти?

Сегодня Т-70 - один из экспонатов музея истории ГАЗа. До недавнего времени он по-прежнему оставался "белым пятном": популярную версию о том, что танки использовались в качестве бомбоубежища, директор музея Н. В. Колесникова не поддерживала.

Слишком дорогим было бы такое убежище, - говорила она, - укрыться в нем могли максимум пятеро человек. Но главное - в те дни, когда танки были крайне необходимы фронту, использовать их броню для себя... Нет, автозаводцы на это не пошли бы.

И в то же время ветераны ГАЗа подтверждали: во время бомбежек они действительно прятались в таких танках. Было очень неудобно и тесно, но зато люди чувствовали себя защищенными.

Истину помог установить конструктор военной техники, ветеран УКЭР В. Л. Степнов.

Валерий Леонидович пришел в музей истории, чтобы своими глазами увидеть "подземный танк".

Версия с бомбоубежищем казалась мне несерьезной, - признается он. - Вероятнее всего, на случай бомбежек под защитой брони укрывался разве что дежурный по цеху вместе со средствами связи.

Может быть, дежурные брали с собой и кого-то из мальчишек, работавших рядом: в годы войны в цехах зачастую трудились подростки и, чтобы спасти им жизнь, взрослые вполне могли давать парнишкам возможность пересидеть бомбежку в танке. Сегодня подростки военных лет стали ветеранами: они и вспоминали Т-70 как бомбоубежище. Но главным все-таки оставался вопрос, почему дорогостоящие танки не отправлялись на фронт?

- У меня была своя версия. Чтобы подтвердить или опровергнуть ее, требовалось осмотреть броню танка, - рассказывает Валерий Леонидович. - В годы войны ГАЗ не только производил их, но и ремонтировал те, что пострадали в боях. Правда, порой восстанавливать танк смысла не было - броня могла треснуть, сгореть...

На первый взгляд, остов того, выкопанного из-под пола цеха металлопокрытий T-70, выглядит совершенно прочным. Однако внимательно осмотрев его, В. Л. Степнов обнаружил крупную трещину в "корме" танка.

Сложно сказать, горел он или нет, - говорит Валерий Леонидович. - Корпус более 60 лет пробыл под землей, пропитанной эмульсией, как губка, - окалина могла очиститься сама собой. Но вот след от подрыва на мине совершенно явный. Я уверен: этот танк стал так называемой "безвозвратной боевой потерей" - сваривать лопнувший корпус не имело смысла.

Как правило, с таких танков снимали абсолютно все детали, которые могли бы помочь в ремонте (и по остову Т-70 видно, что некоторые части его подвески просто вырезаны), а затем остов либо отправляли на переплавку, либо... Да, либо превращали его в локальное бомбоубежище.

- Конечно, подобные танки не были панацеей, - говорит В. Л. Степнов, - если от попадания 200- или 500-килограммовой бомбы станки взлетали на крышу цеха... Скорее, они выполняли туже роль, что каска у солдата, - от осколков защищали надежно. А от прямого попадания - нет, конечно... Но в любом случае - даже после своей "смерти" как боевой машины - автозаводские танки продолжали спасать жизни людей, только теперь уже в тылу.

Наконец-то в истории подземного танка можно поставить точку. Еще одна тайна военных лет разгадана. И пусть война от нас все дальше - интерес к событиям 1941-1945 годов не ослабевает. Это - наша история.

"Автозаводец", 13.09.2012