Предположительно с начала 50-х и до 1966 года в г. Горьком (Нижнем Новгороде), в доме №17 по наб. Нижне-Волжской, находился магазин "Автомобили", осуществлявший торговлю автомобилями, мотоциклами и сопутствующими товарами, 56°19'42.9"N 43°59'09.1"E.

В первые послевоенные годы легковые автомобили в СССР появились в свободной продаже. Стоимость отечественных машин, однако, была совершенно несопоставима с зарплатой большинства простых советских людей, варьируясь от 8–9 ("Москвич-400", "Москвич-401") до 16 ("Победа") тыс. рублей. В 40 тыс. рублей оценивался роскошный "ЗиМ", который, впрочем, в свободную продажу практически не поступал.

В то же время зарплата квалифицированного рабочего либо инженера находилась в пределах 1000 рублей в месяц. Несколько больше зарабатывали военные. Если кто и умудрялся набрать необходимую сумму каким-либо нелегитимным путем, риск "спалиться" при покупке автомобиля был достаточно велик.



Тем не менее уже в 50-е годы в автомагазинах начинали образовываться очереди, которые на общественных началах контролировали сами покупатели. Избранные активисты периодически проводили переклички, безжалостно отсеивая не явившихся и неплатежеспособных.

В разных городах очередь двигалась с различной скоростью: в столицах союзных республик – несоизмеримо быстрее, в областных центрах – намного медленнее. От момента постановки в нее до момента получения автомобиля обычно проходило несколько лет.

В целом ситуация на авторынке была нездоровой. Дефицит транспортных средств приводил к тому, что их реальная стоимость оказывалась в 2–3 раза выше государственной, но продавать автомобили в СССР могло только само государство: новые – через автомагазины, подержанные – через "комиссионку", которая оценивала машину исходя из госцены и с учетом ее износа.

Схемы обхода этой системы существовали, но они были связаны с немалым риском, поэтому автомобиль чаще всего находился десятилетиями у одного и того же хозяина. Вплоть до распада СССР "официальная" часть суммы при продаже через комиссионный магазин передавалась продавцу через кассу комиссионного магазина, который получал свои законные 7%, а все остальные деньги  – "в конверте". Это, естественно, приводило к многочисленным обманам, но жаловаться в милицию продавец часто не спешил, поскольку его могли обвинить в спекуляции.



Вот что вспоминал нижегородец Владислав Саляев, однажды решивший купить авто:

"В 1954 году, "обмыв" стипендию в середине первого семестра в кафе "Чайка", мы, четверо студентов-канавинцев, спустились с откоса на Нижне-Волжскую набережную и, проходя мимо магазина "Автомобили", заметили там множество людей. Их возбужденное поведение заставило нас полюбопытствовать, что же происходит. "Ничего особенного, раз в месяц, в один из вторников, записывают желающих приобрести "Победу", и всего-то за 16 тысяч рублей!" – сказал нам один гражданин.

В то время наш "труд" в институте оценивался стипендией в 300 рублей, а зарплата инженера средней руки составляла 1200–1500 рублей. Не моргнув глазом, мы быстро разыскали последнего в очереди и все четверо друг за другом смело пристроились в ее хвост. Примерно час спустя мы приобрели статус потенциальных покупателей автомобиля "Победа", что было подтверждено выданными нам "квитками" с номерами и соответствующей записью в журнале очередников. Тогда, в октябре 1954 года, мой номер был 3346.

Разузнав, что постановка на очередь в дальнейшем никаких материальных затрат, кроме расходов на открытки и конверты, не предусматривает, проверка очередности происходит не чаще одного раза в год, а автомобилей для продажи населению выделяется не более 200 штук в год, я решил, что при таких темпах продаж мой черед подойдет лет через 15, хотя, с другой стороны, срок может и сократиться за счет тех, кто записался по легкомыслию или просто не наберет необходимой суммы.

Уже к 1 июля 1956 года очередь продвинулась с 3346-го места до 2077-го – на 1269 человек. В последующие годы она замедлила свою поступь, но все равно в среднем за год продвигалась человек на 250. А спустя 6 лет, в октябре 1960 года, я был 535-м! К этому моменту выпуск "Побед" прекратился, и очередники получали уже "Волгу" стоимостью сначала 32 000, а затем 40 000 рублей (после денежной реформы – 4000).

В 1961 году я получил от комиссии открытку с приглашением для выяснения моей платежеспособности. Оказалось, что несмотря на все мои ухищрения столь дорогостоящий товар я выкупить не в состоянии. Комиссия по наблюдению за очередью была весьма великодушна и дала мне дополнительный шанс, отодвинув на 200 номеров назад. Не хочется вспоминать, как я выкручивался, но к следующему вызову, в феврале 1962 года, в дырявом кармане моего видавшего виды пиджака лежала кругленькая сумма для покупки машины, за которой я стоял в очереди почти 8 лет!"


В 1966 году магазин переехал в новое помещение, во вновь построенный дом №14 по ш. Сормовскому, 56°19'16.3"N 43°55'35.1"E, а на прежнем месте в конце 60-х годов был открыт магазин "Сантехника", просуществовавший до начала 2000-х годов.

Оставить комментарий к публикации