Опытный ГАЗ-11-51. Фото 1940 года

Довоенный вариант грузового автомобиля ГАЗ-51 (ГАЗ-11-51) был разработан в 1937-38 годах, два опытных образца созданы в 1939 году, в 1940 году завершились дорожные испытания первого из них. Запустить в серию машину грузоподъемностью 2 тонны, укомплектованную 4-цилиндровым двигателем, не удалось из-за начала Великой Отечественной войны.


Опытный ГАЗ-51. Фото 1945 (?) года

В 1943 году конструктор ГАЗа Александр Просвирнин приступил к созданию нового варианта ГАЗ-51, грузоподъемностью 2,5 тонны, и с 6-цилиндровым двигателем. На первых опытных образцах была установлена кабина, однотипная с автомобилем Studebaker US6. В августе 1945 года ГКО СССР (Государственный комитет обороны) принял постановление о начале серийного выпуска ГАЗ-51.


Вариант ГАЗ-51 с упрощенной деревометаллической кабиной (1946-1951 годы)

Ввиду дефицита стального листа с 1946 по 1951 годы изготавливался вариант ГАЗ-51 с упрощенной деревометаллической кабиной. С 1951 года деревянными еще оставались двери. Кабина стала полностью металлической лишь в 1957 году.


Вариант ГАЗ-51 с упрощенной кабиной, оснащенной деревометаллическими дверями (1951-1955 годы)

Подвергнувшись в 1955 году модернизации, грузовик стал выпускаться под индексом ГАЗ-51А (с этого времени на машине, в частности, появился кузов с тремя откидными бортами). На протяжении последующих двух десятилетий ГАЗ-51А также постоянно модернизировался.

В 1975 году автомобиль снят с производства, вместо него с конвейера Горьковского автомобильного завода стала сходить модель ГАЗ-52-04 аналогичной грузоподъемности, унифицированная с семейством ГАЗ-52/-53.

На территории Нижегородской области имеются следующие мемориальные автомобили модели ГАЗ-51А:
памятник возле Производства грузовых автомобилей Горьковского автомобильного завода (ПГА ГАЗ)
памятник возле проходной Навашинского автотранспортного предприятия (НАТП)
памятник на месте первого гаража РФЯЦ-ВНИИЭФ, г. Саров
экспонат Музея истории и трудовой славы Горьковского автомобильного завода
экспонат Нижегородского городского музея техники и оборонной промышленности

Оставить комментарий к публикации