Трамвай компании Siemens & Halske в районе проведения 16-й Всероссийской промышленной и художественной выставки. Копия с фото Я. Индурского. 1896 год

8 мая 1896 года (20 мая по н. ст.) компания Siemens & Halske открыла трамвайную линию протяженностью 4,3 км, связавшую территорию, на которой проходила 16-я Всероссийская промышленная и художественная выставка, с правым берегом Оки.

Линия колеи 1524 мм была проложена по Выставочному шоссе и Напольно-Выставочной улице (современной ул. Чкалова) мимо железнодорожного вокзала и далее по Московской и Александро-Невской улицам (ныне Советской ул. и пл. Ленина) и плашкоутному мосту.

Она была укомплектована двухосными двухпостовыми шестиоконными вагонами Путиловского завода и открытыми летними прицепами к ним. Отличительной особенностью эксплуатации вагонов компанией Siemens & Halske в Нижнем Новгороде было использование бугельных, а не штанговых токоприемников. Фотографии дореволюционной эпохи, на которых те же вагоны Путиловского завода эксплуатируются со штанговыми токоприемниками, нередко датируются 1896-м годом в книгах и средствах массовой информации, что является серьезной ошибкой.


Трамвай компании Siemens & Halske на плашкоутном мосту. Копия с фото Я. Индурского. 1896 год

В соответствии с проектом предполагалось, что на правом берегу Оки после съезда с плашкоутного моста трамвай будет следовать по набережной Оки до Софроновской площади (ныне - пл. Маркина). На плане г. Нижнего Новгорода, выпущенном в 1896 году к открытию 16-й Всероссийской промышленной и художественной выставки, траектория трамвайной линии Siemens & Halske показана именно так.


Фрагмент схемы г. Нижнего Новгорода. 1896 год

Более того, на этом же плане в районе Софроновской площади линия Siemens & Halske смыкается с проходящей по ул. Рождественской линией Р. фон Гартмана, что практически невозможно, поскольку, во-первых, в 1896 году они имели различную колею, а во-вторых, в тот же период времени имели разных собственников. Скорее всего участок по набережной по ряду причин так и не был построен, а тупиковая конечная линии, где перецеплялись прицепные вагоны, находилась в непосредственной близости к мосту.

После завершения работы 16-й Всероссийской промышленной и художественной выставки маршрут был закрыт. Подвижной состав, путевое хозяйство и прочие сооружения трамвая компании Siemens & Halske впоследствии были приобретены предпринимателем Рафаэлем фон Гартманом.

Другие материалы по теме:
Нижегородский (Горьковский) трамвай. Предпосылки появления. 80-е-1-я половина 90-х годов XIX века
Трамвай компании Рафаэля фон Гартмана
Трамвай товарищества "М. М. Подобедов и Ко"
Автозаводское трамвайное депо (№3)
Кремлевский трамвайный парк
Трамвайно-железнодорожная линия Центр - Мыза
Трамвайная линия Канавино - Сормово

К разделу "Нижегородский (Горьковский) трамвай"

Оставить комментарий к публикации