Кремль. Конечная станция трамвая рядом со зданием манежа (не вошел в кадр - в правой части снимка, за оградой). На переднем плане - верхняя станция Кремлевского фуникулера. Конец XIX-начало XX вв.

В 1925 году на базе бывшего конного манежа 1841 года постройки, памятника архитектуры, объекта культурного наследия регионального значения, был основан Кремлевский трамвайный парк (на сленге транспортников - Кремпарк). Неоднократно расширяясь и модернизируясь, это подразделение городского электротранспорта просуществовало до конца 60-х годов.

Автором идеи о необходимости приспособления манежа под нужды ТМТ (Треста механического транспорта) считается первый секретарь губкома ВКП(б) Андрей Александрович Жданов. Воплотить эту идею в жизнь было не так и сложно, тем более что трамвайные пути в кремле существовали уже с момента открытия этого вида транспорта в городе в 1896 году.

Конечная станция трамвайной линии, связывавшей кремль с Ново-Базарной площадью (ныне - пл. Горького) по Большой Покровке, как известно, располагалась у выхода из Кремлевского фуникулера, напротив манежа. Оставалось лишь устроить «веер» и организовать смотровые канавы внутри здания.

Пока шла реконструкция манежа, город стал получать новые вагоны (7-оконные так называемые фонарные производства Сормовского завода). Все они поступали в Кремпарк, которому стало катастрофически не хватать площадей.

Ситуация серьезно усугубиласть тем, что в январе 1926 года произошел сильный пожар в другом трамвайном парке города - Канавинском. Он уничтожил не только строения, но и значительную часть оборудования и подвижного состава - 16 вагонов. Тем самым трамвайному хозяйству Нижнего Новгорода был нанесен серьезный урон.

В своем прежнем виде Канавинский парк уже не восстанавливался. На его месте лишь был сооружен временный сарай для обслуживания подвижного состава, а тем временем между поселками Гордеевкой и Бурнаковкой Тресту механического транспорта отвели участок площадью 6 гектаров для возведения нового трамдепо, но на это опять-таки потребовалось около пяти лет.


Перестроенное здание манежа. Конец 20-начало 30-х годов

К 1928 году манеж был расширен за счет боковых пристроек. Кремпарк заработал в полную силу, и именно эта дата долгое время была обозначена на его фасаде. Впрочем, если в первые годы своего существования он удовлетворял требованиям эпохи, то в 1960-е годы ему приходилось обслуживать уже свыше 80 четырехосных вагонов, причем намного более сложных с технической точки зрения.


Манеж после очередной реконструкции, с надстроенной центральной частью. Фото начала 60-х годов

Размещение производственного предприятия на территории кремля становилось все более нежелательным, поэтому было принято решение о сооружении нового депо в Лапшихе. Оно было открыто в 1969 году, а одноколейную линию, связывавшую кремль с Черным прудом, разобрали на следующий год.


Одноколейный служебный путь, ведущий из кремля к Черному пруду. Фото конца 60-х годов


Бесхозное здание манежа. Вид сзади. Фото 2004 года

Другие материалы по теме:
Нижегородский (Горьковский) трамвай. Предпосылки появления. 80-е-1-я половина 90-х годов XIX века
Трамвай компании Siemens & Halske
Трамвай компании Рафаэля фон Гартмана
Трамвай товарищества "М. М. Подобедов и Ко"
Автозаводское трамвайное депо (№3)

К разделу "Нижегородский (Горьковский) трамвай"

Оставить комментарий к публикации