Основное назначение трактора ДТ-54, выпускавшегося параллельно на нескольких советских тракторных заводах (Сталинградском, Харьковском и Алтайском) в общей сложности три десятилетия, с 1949 по 1979 годы, - посев сельскохозяйственных культур и уборка урожая, осуществление пахоты, а также планировочных и землеройных работ. Конструкция ДТ-54 предполагала возможность агрегатирования с плугом и иными прицепными сельскохозяйственными машинами.

Основой для создания ДТ-54 явилась модель АСХТЗ-НАТИ, хотя новая машина во многом отличалась от своего прототипа, выпускавшегося с 1937 года. Этот трактор получил уже не керосиновый, а бескомпрессорный 4-цилиндровый 4-тактный дизельный двигатель мощностью 54 л. с. с вихревыми камерами, в котором удалось исключить возможность разжижения масла топливом. ДТ-54 имел значительно более высокие технические показатели, нежели предшественник, и полностью соответствовал требованиям сельскохозяйственного производства, предъявлявшимся к сельхозтехнике в 50-60-е годы прошлого века.

Так, ДТ-54 оснащался 5-скоростной коробкой передач и 2-диапазонным ходоуменьшителем, позволявшим машине двигаться на 10 замедленных скоростях. Трактор комплектовался ленточными тормозами с двусторонним действием, в его конструкции была применена центробежная очистка масла, позволившая существенно увеличить ресурс силового агрегата.Для запуска дизеля применялся пусковой двигатель мощностью 10 л. с. 

Рама трактора изготавливалась из двух швеллерных балок с поперечинами и передним брусом. В отличие от АСХТЗ-НАТИ кабина ДТ-54 была не полузакрытой, а закрытой, двухместной. Она оснащалась мягким сиденьем, кабины более поздних лет выпуска помимо этого имели отопитель и питьевой бачок, хотя и оставались весьма спартанскими вплоть до окончания выпуска, а органы управления отличались необходимостью применять значительные усилия.

ДТ-54 выпускался в нескольких модификациях:
С1 - с раздельно-агрегатной гидравлической навесной системой и механизмом, позволяющим навешивать орудия;
С2 - со всеми агрегатами навесной системы, за исключением основного силового цилиндра и механизма для навешивания орудий;
СЗ - без агрегатов навесной системы;
С4 - с навесной системой, аналогичной С1, но без выносных цилиндров.

Производство модернизированного ДТ-54А было освоено во второй половине 1957 года. По сути это был тот же ДТ-54, но оборудованный раздельно-агрегатной гидравлической системой для работы с навесными и прицепными гидрофицированными сельскохозяйственными машинами. Кроме того, в отличие от ДТ-54, на ДТ-54А были установлены генератор переменного тока Г-46В, четыре фары и четыре розетки для включения фар на машинах и орудиях. 

На тракторах ДТ-54А последнего выпуска навесной механизм был унифицирован с аналогичным узлом трактора ДТ-75, сменившего ветерана на конвейере. Унифицированный механизм позволял трактористу в одиночку, без помощников, присоединять навесное орудие, заранее установленное на горизонтальной площадке, для чего достаточно было подъехать к нему задним ходом на расстояние порядка 50 мм.

Техническая характеристика трактора ДТ-54 (ДТ-54А)

Тип трактора Гусеничный
Масса (конструктивная) 5400 кг
Габаритные размеры  
длина с прицепным устройством 3660 мм
ширина 1865 мм
высота 2300 мм
Дорожный просвет 260 мм
База (расстояние между осями крайних опорных катков) 1622 мм
Колея (расстояние между серединами гусениц) 1435 мм
Удельное давление на почву 0,41 кгс/см2
Число передач Вперед - 5, назад - 1
Диапазон скоростей Вперед - 3,59-7,90 км/ч, назад - 2,43 км/ч
Двигатель Д-54, бескомпрессорный, четырёхтактный, дизельный, с вихревыми камерами, номинальная мощность при 1300 об/мин - 54 л. с., максимальный крутящий момент - 35 кгм
Емкость топливного бака 185 л
Пусковой двигатель ПД-10М


В Нижегородской области памятники гусеничному сельскохозяйственному трактору ДТ-54 (-54А) установлены:
в промзоне г. Перевоза
на территории Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии (НГСХА)
в составе коллекции сельскохозяйственной техники, с. Большое Болдино

Оставить комментарий к публикации