"Сормовский 7-оконный фонарный" на маршруте №1. Ул. Октябрьская, 20-е гг.

В 1925/1926-м финансово-хозяйственном году трамвайное хозяйство Нижнего Новгорода впервые в постреволюционных политико-экономических условиях получило новые вагоны. Двадцать двухосных моторных трамваев были построены заводом "Красное Сормово" (ранее - Сормовский завод). Стоимость каждого из них, как сообщал журнал "Коммунальное дело", составила 20 тыс. рублей.


Заводская табличка "сормовского 7-оконного фонарного"

На табличке, установленной в салонах трамваев, можно было прочитать аббревиатуры "ВСНХ" и "ГОМЗ" (Высший совет народного хозяйства, Государственное объединение машиностроительных заводов). В ГОМЗ в те годы входил и Сормовский завод.

Поставка двадцати вагонов помогла спасти транспортную ситуацию в городе, где подвижной состав в подавляющем своем большинстве работал с момента открытия трамвайного движения, то есть уже без малого три десятилетия. Помимо всего прочего в январе 1926 года в Канавинском трамвайном депо произошел сильный пожар, уничтоживший строения, а также значительную часть оборудования и имевшегося подвижного состава - огонь уничтожил 16 вагонов дореволюционной постройки.

Вагоны, поставленные в Нижний Новгород, имели унифицированную дореволюционную конструкцию. Существовали различные ее варианты. Вагоны были, как правило, семи- либо восьмиоконными; тележки – одноосными типа Беккера или жесткими двухосными типа Менцеля; над кузовом мог опционно располагаться "фонарь", то есть надстройка, позволявшая улучшить естественную освещенность салона. Нижегородский вариант был семиоконным «фонарным». Сормовские вагоны имели длину свыше 10 м (по сцепу) и комплектовались 24 местами для сидения, которые располагались в салоне вдоль бортов, как в современных вагонах метро.


В салоне "сормовского 7-оконного фонарного"

Для выпуска трамваев в первое послереволюционное десятилетие Сормовский завод использовал старую оснастку и комплектующие, характерные для предреволюционной эпохи. Наличие двух постов управления позволяло эксплуатировать такие трамваи на линиях с тупиковыми конечными пунктами.

В Нижнем Новгороде вагоны получили гаражные номера от 1 до 20. Эксплуатировал их Кремлевский трамвайный парк, причем в первые годы в основном на маршруте № 1, а затем и на городском кольце. Примерно половина "фонарных" вагонов была списана уже до 1943 года, а оставшиеся проработали до первых послевоенных лет - в основном на "двойке" и с прицепами мытищинского типа.


Один из последних "сормовских 7-оконных фонарных" на маршруте №2 с прицепом мытищинского типа. Площадь Свободы, середина 40-х гг.

К другим публикациям, посвященным отдельным типам подвижного состава, ранее эксплуатировавшимся в г. Горьком-Нижнем Новгороде и области:
автобус Ikarus-180
автобус Ikarus-260
автобус Ikarus-620
железнодорожный вагон "48-051"
трамвайный поезд ЛМ/ЛП-36 ("МЧ/ПЧ")
трамвайный вагон ЛМ-57
трамвайный вагон МТВ-82
трамвайный вагон РВЗ-7 ("71-217")
троллейбус ЗиУ-9Н

Оставить комментарий к публикации