Историческая реплика трамвайных путей колеи 1000 мм и длиной около 16 метров была установлена в конце октября-начале ноября 2017 года на ул. Большой Покровской, в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода, в процессе ее реконструкции, 56°19'22.6"N 44°00'04.8"E.

По словам первого заместителя главы администрации г. Нижнего Новгорода Сергея Миронова, на первом этапе ремонтных работ на участке от пл. Минина и Пожарского до ул. Октябрьской здесь должен был появиться "такой элемент, как часть трамвайных путей, напоминающих о первом в России трамвайном маршруте".

Станислав Горшунов, руководитель архитектурной мастерской "Бюро Горшунова", выполнявшей проект реконструкции улицы, сообщал летом 2017 года, что трамвайные рельсы будут представлять собой "историческую реплику, сопровождаемую информационной табличкой, которая должна напомнить горожанам и гостям города о том, что в 1896 году именно в Нижнем начал ходить первый в России трамвай и одна из веток была проложена по Покровской улице".

Информационная табличка в месте нахождения рельсов была установлена позже, в августе 2018 года.

Любопытные факты:
● Трамвая линия компании Рафаэля фон Гартмана, имитация которой в настоящее время находится на ул. Большой Покровской, не является первой в городе. На самом деле первой в Нижнем Новгороде на месяц раньше начала регулярно перевозить пассажиров линия компании Siemens & Halske, связавшая территорию, на которой проходила 16-я Всероссийская промышленная и художественная выставка, с правым берегом Оки.

● Трамвайная линия компании Siemens & Halske имела колею не 1000 мм, как это сделано на исторической реплике, а 1524 мм.

● Утверждение, заключающееся в том, что в Нижнем Новгороде начал ходить первый в России трамвай, и введенное в обиход в конце 60-х гг. прошлого века Ю. М. Коссым, начальником трамвайно-троллейбусного управления с 1964 по 1987 гг., спорно. Если учесть, что до провозглашения Временным правительством России республикой в феврале 1917 года существовало государство Российская империя, то на ее территории электрический трамвай впервые был пущен в 1892 году в Киеве. Если считать, что понятие "трамвай" (англ. tram) относится не к электрическому трамваю, как это принято у нас в настоящее время, а к транспортному средству, приводимому в движение по рельсам электрической (electric tram), конной (horse tram), паровой (steam tram), дизельной (diesel tram) либо канатной (cable tram) тягой, то, к примеру, конный трамвай (т. н. конка) существовал в Российской империи уже начиная с 60-х годов XIX в.

● В Нижнем Новгороде не осталось ни одного трамвайного вагона, способного работать на колее 1000 мм. Последние пассажирские вагоны "метровой колеи" были переданы из Нижнего Новгорода в Пятигорск во 2-й половине 20-х годов XX в. Реплика трамвайного вагона дореволюционной эпохи, построенная в 1986-87 годах, имеющая в Нижнем Новгороде устойчивое название "Эрликон" и в настоящее время являющаяся экспонатом музея МП "Нижегородэлектротранс", сделана под колею 1524 мм. На самом деле в дореволюционную эпоху такие вагоны работали исключительно в правобережной части города, где с момента открытия трамвайной сети колея составляла 1000 мм.

Другие материалы по теме:
Нижегородский (Горьковский) трамвай. Предпосылки появления. 80-е-1-я половина 90-х годов XIX века
Трамвай компании Рафаэля фон Гартмана
Трамвай компании Siemens & Halske
Трамвай товарищества "М. М. Подобедов и Ко"
Автозаводское трамвайное депо (№3)
Кремлевский трамвайный парк
Трамвайно-железнодорожная линия Центр - Мыза
Трамвайная линия Канавино - Сормово

К разделу "Нижегородский (Горьковский) трамвай"

Оставить комментарий к публикации