Трафик в районе Московского вокзала. Фото 60-х годов

Возможность развития в Горьком новых видов городского пассажирского транспорта рассматривалась еще в конце 50-х годов XX века.

В 1960 году был обнародован план развития общественного транспорта, предусматривавший, в частности, сооружение так называемого метрама – гибрида метрополитена и трамвая.

Линии метрама, представляющего собой рельсовую систему мелкого заложения, обслуживаемую поездами из двух-трех трамвайных вагонов общей вместимостью 300–450 человек, могли связать Московский вокзал с Автозаводом и аэропортом, заводом "Красное Сормово", районами Починок и Высоково в Сормовском направлении, а также районом парка "Швейцария" в нагорной части города. Проектная скорость такого сообщения достигала 40 км/ч.

Однако уже в 1968 году было проведено технико-экономическое обоснование целесообразности сооружения метрополитена в Горьком - городе с населением 1 млн человек. В качестве узловой пересадочной была принята станция Московская. От нее шли четыре направления: автозаводское, сормовское, мещерское и нагорное.

Эта концепция развития подземки остается базовой по сей день, за исключением того, что первоначально планировалось первой линией соединить Автозаводский район с микрорайонами Мещерского озера, а второй – Сормово с нагорной частью города.

Необходимость сооружения метро подтвердило масштабное обследование пассажиропотоков, проведенное в Горьком 15 мая 1968 года и охватившее 52 городских автобусных, 27 трамвайных и 11 троллейбусных маршрутов.

Расчеты показали, что ключевые магистрали города загружены до предела и не имеют дублеров. Интенсивность движения троллейбусов по Московскому шоссе в час пик составила 53 машины в час, а трамваев по проспекту Ленина – 70 вагонов в час. Во втором случае средний интервал был равен 50 секундам, и дальнейшее количественное увеличение подвижного состава на линии уже не представлялось возможным.


Скопление общественного транспорта в начале Московского шоссе. Фото конца 60-х годов

Было документально подтверждено отставание транспорта в развитии не только от потребностей города, но и от уровня в других населенных пунктах Российской Федерации аналогичного ранга. Главный вывод обследования звучал так: в Горьком назрела необходимость строительства метрополитена.

Изыскательские работы и проектирование трассы первой очереди, включавшей восемь станций ("Московская", "Чкаловская", "Ленинская", "Заречная", "Двигатель революции", "Пролетарская", "Северная" и "Комсомольская") и метродепо, начавшиеся в 1974 году, осуществлял московский институт "Метрогипротранс".

Проектирование станций вели различные творческие коллективы. Лучшие решения "Двигателя революции" и "Пролетарской" нашли архитекторы Горьковского инженерно-строительного института, над оформлением "Заречной" работала проектная мастерская Ленинградского филиала института "Гипроторг", "Чкаловскую" создавал институт "Горьковский промстройпроект".

Пересадочную "Московскую" разработал "Метрогипротранс". По расположению путей и платформ станция была уникальна. На момент сооружения горьковской подземки подобных подземных вокзалов не было ни в СССР, ни за рубежом.


Горьковский архитектор Юрий Бубнов представляет проекты будущих станций метрополитена. Фото 1-й половины 70-х годов

15 июля 1977 года Совет министров СССР принял постановление о строительстве метрополитена в городе Горьком, население которого к этому моменту достигло 1,4 млн человек.

Строительство первой очереди метро стартовало на станции "Ленинская". 17 декабря 1977 года в самом начале проспекта Ленина в ее основание была забита первая свая. Позднее на этом месте метростроители установили памятный знак.

К разделу
Подвижной состав Нижегородского (Горьковского) метрополитена
Избранные схемы движения и развития Нижегородского (Горьковского) метрополитена

К странице Нижегородский (Горьковский) метрополитен

Оставить комментарий к публикации