Новый "Эрликон"

...По Большой Покровке движется ярко-красный трамвай фирмы "Эрликон" 1887 года выпуска. На открытых площадках и в салоне тесно от разного торгового и работного люда.

Это фрагмент будущего фильма "Запрещенные люди", который будет снимать в нашем городе режиссер "Мосфильма" Г. Панфилов.

Необычный заказ - изготовить трамвай фирмы "Эрликон", который будет участвовать в съемках, получили специалисты Горьковского вагоноремонтного завода трамвайно-троллейбусного управления.

Задача оказалась нелегкой. Дело в том, что не сохранилось даже остова, который можно было бы реставрировать. В Ленинграде нашлась рама с колесными парами от трамвая фирмы "Бэккер", да и ту пришлось укорачивать. При восстановлении внешнего облика "Эрликона" пригодились письменные свидетельства современников и увеличенные снимки нижегородского фотохудожника М. Дмитриева.

За воссоздание чертежей трамвая взялся начальник техотдела трамвайно-троллейбусного управления А. И. Матвеев. В содружестве с художником – постановщиком фильма В. Костриным прорабатывались эскизы оформления отдельных узлов.

Добровольцев участвовать в воссоздании "Эрликона" на заводе нашлось немало. Но в бригаду отобрали только высококвалифицированных специалистов. Среди них клепальщик Н. Е. Погодин, слесарь В. Ф. Смирнов, мастера В. К. Кудрявцев и В. М. Чердымов, сварщик А. А. Тарасов. Так как заказ был внеплановым, то работали вечерами и по выходным. Своей увлеченностью заразили не только товарищей по цеху, но и домашних. "Всех прокатим, когда готов будет!" - обещали энтуаиасты.

...Непривычно маленький трамвайчик, похожий более на старинную конку, выходит из дверей бокса вагоноремонтного завода. Никакой киношной бутафории, все настоящее. Вместо привычной дуги у него штанга с роликами, две открытые площадки, внутренняя отделка из светлых пород дуба, с потолка свешиваются ручки на ремнях. Все сверкает полировкой, пахнет свежей краской. "Эрликон" хоть сегодня выпускай на линию.

Какая же судьба уготована уникальному трамваю после окончания съемок фильма? Можно, конечно, отправить его ржаветь в один из тупиков трамвайного депо, но рачительный хозяин попытался бы приспособить его для пользы горожан.

Опыт есть. В Риге и Одессе подобные уникумы ходят специальными экскурсионными маршрутами по историческим и литературным местам городов. Несмотря на объективные трудности в организации, такой маршрут, наверное, был бы тепло встречен горьковчанами и гостями нашего древнего города. Есть еще один путь. В Горьком планируется создание российского музея горэлектротранспорта, где "Эрликон", возможно, станет одним из экспонатов.

Николай НЕСТЕРЕНКО, "Горьковский рабочий", 1987 год

К публикации об истории создания вагона-реплики