Автобус модели "Икарус-180" на конечной остановке "Речной вокзал" (высадка). 1-я половина 70-х годов

В конце 1968 года город Горький впервые в своей истории получил сочлененные автобусы особо большой вместимости (до 170 человек). Это были 15 машин модели "Икарус-180".

К тому времени на ряде направлений (центр - Автозавод, центр - Сормово) сложились экстремально большие пассажиропотоки. Автобусы ЗиЛ-158 и "Икарус-620" с трудом справлялись с ними на маршрутах №№1, 3, 9, 40, 45.

Сочлененные машины могли бы стать здесь хорошим подспорьем, однако все упомянутые маршруты характеризовались затяжным подъемом Зеленского съезда, а официальное отношение к использованию сочлененных транспортных средств на трассах с тяжелым профилем в СССР в те годы, судя по всему, было отрицательным.

Поэтому специально под получение автопарком №1 новых "Икарусов" в городе был открыт укороченный дублер маршрута №40. Это был №40А на 10 поездов, следовавший от речного вокзала до ДК ГАЗ. Его обслуживала автоколонна № 1. Вскоре при упорядочении номеров маршрут получил №46. К тому же от ДК ГАЗ его продлили до вновь застраиваемого Южного шоссе.


Автобус модели "Икарус-180" с госномером 10-44гом 1968 года выпуска на остановке "Московский вокзал". 1970 год

Конечная остановка «Речной вокзал», расположенная на пл. Маркина, не являлась пассажирообразующей, особенно в межнавигационный период. Тем не менее из соображений безопасности "Икарусы-180" и в последующие годы закреплялись исключительно за равнинными маршрутами.

Помимо №46 были организованы маршруты №№ 34 (Речной вокзал - Сормовское шоссе –7-й м/р-н Сормова) и 57 (Речной вокзал - Московское шоссе - 7-й м/р-н Сормова).

Кроме того, венгерские сочлененные машины работали и на недолго просуществовавшем укороченном варианте маршрута №1 (№1А, Московский вокзал - 52-й квартал Автозавода), а также еще на одном вновь организованном маршруте - №48 (Московский вокзал - м/р-н Сортировочный). Путь следования 48-го маршрута несколько отличался от 5-го, также связывавшего Московский вокзал и м/р-н Сортировочный. С открытием №48 некоторое время спустя №5 был ликвидирован.

Начиная с апреля 1973 года ГПАП-1 выделяло по пять сочлененных машин в помощь автопарку №4, никогда не эксплуатировавшему "ОБВ", для работы в часы пик на маршрутах №10 (3-я площадка - пос. Дубравный) и №47 (Московский вокзал - пос. Дубравный).

В общей сложности с 1968 по 1974 годы ГПАП-1 получило не менее 120 автобусов "Икарус-180", которые за 3 года, с 1975-го по 1978-й, были полностью вытеснены сочлененными "Икарус-280".


Последние автобусы модели "Икарус-180" в г. Горьком. Речной вокзал. На переднем плане машина с госномером 50-27гоу 1973 года выпуска. 1978 год

Предположение о 12 бывших в употреблении машинах, которые якобы были переданы из Горького в город Дзержинск в 1972 (1973?) году, ничем не подтверждается. Скорее всего автопредприятие Дзержинска получило автобусы заводской поставки, хотя и не исключено, что поступили они в Горький, но, еще не эксплуатируясь, были перераспределены.

В 1973 году Минавтотранс РСФСР принял решение провести цикл ходовых испытаний автобусов модели "Икарус-180" с целью изучения возможности их использования на затяжных подъемах.

Испытания проводились (в том числе?) на маршрутах г. Горького. Приказом Минавтотранса от 21 ноября ГПАП-1 обязывалось предоставить государственной комиссии автобус "Икарус-180" с пробегом не менее 50 000 километров, снабженный балластным грузом в мешках общей массой 12 т.

Отчет об этих испытаниях, к сожалению, найти не удалось. Можно лишь констатировать, что на всем протяжении эксплуатации автобусов "Икарус-180" в Горьком вопрос их работы на т. н. горных маршрутах так и не был решен положительно. До начала 90-х не работали на них и автобусы модели "Икарус-280".


Автобусы модели "Икарус-180", отставленные от эксплуатации, в ГПАП №1. Середина 70-х годов

К другим публикациям, посвященным отдельным типам подвижного состава, ранее эксплуатировавшимся в г. Горьком-Нижнем Новгороде и области:
автобус Ikarus-260
автобус Ikarus-620
железнодорожный вагон "48-051"
трамвайный поезд ЛМ/ЛП-36 ("МЧ/ПЧ")
трамвайный вагон ЛМ-57
трамвайный вагон МТВ-82
трамвайный вагон РВЗ-7 ("71-217")
● трамвайный вагон "Сормовский 7-оконный фонарный"
троллейбус ЗиУ-9Н

Оставить комментарий к публикации