Так называемый автомобиль с аэродинамической разгрузкой (автомобиль на воздушной подушке) ГАЗ-16 с обтекаемым дюралюминиевым кузовом с середины 90-х годов фрагментарно представлен в качестве экспоната музея истории и трудовой славы Горьковского автомобильного завода.



Разработка семейства ГАЗ-16 осуществлялась в начале 60-х годов под руководством конструктора КЭО ГАЗ Алексея Смолина (1907-1986), работавшего на стыке авиационной и автомобильной техники, и при участии специалистов Горьковского авиационного завода им. Серго Орджоникидзе и профессора Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ, г. Москва) Валентина Ханжонкова.



С 1960 по 1962 годы было разработано несколько опытных образцов автомобиля на воздушной подушке. В кормовой части первого из них были установлены два трехлопастных винтовых движителя с поворотными рулями-килями.

Последующие образцы, имевшие в отличие от предыдущих вариантов еще и две раздельные двухрядные двухместные кабины, получили нагнетающие винты диаметром 120 см, установленные в передней и кормовой частях корпуса, а также два маршевых винта, служившие для удержания курса. Поначалу для привода нагнетающих винтов служил 195-сильный двигатель от автомобиля ГАЗ-13 "Чайка", а для привода маршевых - два 28-сильных двигателя от мотоцикла "Урал".

Испытания ГАЗ-16 выявили невысокую эффективность расходования мощности автомобильного двигателя на создание воздушной подушки, поэтому автомобиль был перестроен под вертолетный газотурбинный двигатель ГТД-350, развивавший мощность около 400 л. с. и приводивший в одиночку уже все винты.

В 1962 году все дальнейшие работы по постройке и доводке автомобиля на воздушной подушке были прекращены. В 1-й половине 90-х годов фрагмент более позднего образца был обнаружен на территории полигона завода экспериментального судостроения КБ им. Алексеева в Чкаловском районе Нижегородской области, вывезен в Нижний Новгород и музеефицирован.

К экспонатам музея истории и трудовой славы Горьковского автомобильного завода:
● автомобиль с реактивным двигателем (фрагмент)
● бронетранспортер БТР-80 (ГАЗ-5903)
● грузовой автомобиль ГАЗ-АА
● грузовой автомобиль ГАЗ-ААА
грузовой автомобиль ГАЗ-51А
● грузовой автомобиль ГАЗ-53-12
● грузовой автомобиль ГАЗ-63А
● грузовой автомобиль ГАЗ-66
грузовой автомобиль ГАЗ-3302 "Газель" (опытный образец с подъемником завода "Восход", г. Павлово)
● грузовой автомобиль ГАЗ-33027 "Газель"
● гусеничный тягач ГАЗ-3403
легкий танк Т-70 (фрагмент)
● легковой автомобиль ГАЗ-А
● легковой автомобиль М1
● легковой автомобиль М12 ("ЗиМ")
● легковой автомобиль М20 "Победа"
● легковой автомобиль М21В "Волга"
легковой автомобиль ГАЗ-13 "Чайка"
● легковой автомобиль ГАЗ-14 "Чайка"
легковой автомобиль ГАЗ-14-05 "Чайка"
легковой автомобиль ГАЗ-21УС "Волга"
● легковой автомобиль ГАЗ-24 "Волга"
● легковой автомобиль ГАЗ-3102 "Волга"
● легковой автомобиль ГАЗ-31029 "Волга"
легковой автомобиль ГАЗ-3105 "Волга" (1-й вариант)
● легковой автомобиль ГАЗ-3105 "Волга" (2-й вариант)
● легковой автомобиль ГАЗ-3110 "Волга"
● легковой автомобиль ГАЗ-3111 "Волга"
● легковой автомобиль Volga Siber
микроавтомобиль М18
● полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-67
● полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-69

Текст брошюры "Народный музей истории и трудовой славы Горьковского автомобильного завода", 1987 г.

Оставить комментарий к публикации