Экспозиция довоенной продукции Горьковского автомобильного завода

Официальная дата основания музея истории Горьковского автомобильного завода (ранее - народный музей истории и трудовой славы Горьковского автомобильного завода, музей истории и трудовой славы Горьковского автомобильного завода) - 20 декабря 1964 года. В этот день увидело свет распоряжение директора автозавода И. И. Киселева.

В конце того же года был создан организационный комитет, в который вошли ветераны, представители заводского партийного комитета и администрации предприятия. Открытие музея состоялось 10 октября 1965 года в здании Дворца культуры ГАЗ. Первоначально экспозиция занимала три зала ДК общей площадью около 300 кв. м.

Судя по найденным архивным документам, попытки создания музея ГАЗ предпринимались и ранее. В годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне. на автозаводе была создана комиссия, которую возглавил непоименованный человек, впоследствии уволенный с ГАЗа, а затем репрессированный. Как оказалось, уже тогда велся сбор материалов и документов, писалась история предприятия.

Первым директором музея стала В. С. Резун, ранее работавшая в ДК ГАЗ. Несколько лет спустя на этом посту ее сменила Т. В. Тиволинская, которая пришла в музей с завода и в то время была его единственной штатной сотрудницей. Затем музей возглавляла Е. П. Редкая, а в настоящее время - Н. В. Колесникова.

На сегодняшний день в основных и научно-вспомогательных фондах музея собрано свыше 30 тысяч единиц хранения - это документы, чертежи, фотографии, предметы быта и личные вещи автозаводчан.


Экспозиция легковых автомобилей производства Горьковского автомобильного завода

После открытия учебного центра ГАЗ в только что возведенном корпусе на проспекте Ленина заводской музей переехал в новое помещение. Открытие новой экспозиции музея состоялось 25 декабря 1981 года. Если во Дворце культуры не представлялось возможным экспонировать машины и они хранились в запасниках Управления конструкторских и экспериментальных работ, то теперь, когда общая площадь музея достигла 1500 кв. м, для обозрения были представлены 15 автомобилей, знаменующих определенные эпохи в истории ГАЗа.


Кабинет первого директора Горьковского автомобильного завода С. С. Дьяконова, возглавлявшего предприятие с 1932 по 1938 годы

К этому времени были собраны почти все базовые газовские модели начиная с полуторки ГАЗ-АА и легковых ГАЗ-А и ГАЗ-М1. Машины послевоенных лет выпуска прибывали в музей прямо с конвейера. Это, как правило, были последние экземпляры либо одни из последних. В их числе ГАЗ-51А, ГАЗ-63А, ГАЗ-21УС, ГАЗ-13, ГАЗ-14-05. Многие автомобили, например, ГАЗ-3105, попали в экспозицию после цикла испытаний.

В конце 90-х годов завод дополнительно передал музею часть производственных территорий, граничащих с ним. Это дало еще около 800 кв. м, что в первую очередь позволило расширить его автомобильный раздел. На дополнительных площадях были выставлены снятые с производства ГАЗ-53-12, ГАЗ-66, один из первых образцов "Газели", армейская техника.


Масштабные модели автомобилей производства ГАЗ

К экспонатам музея истории Горьковского автомобильного завода:
автомобиль с аэродинамической разгрузкой ГАЗ-16 (фрагмент)
автомобиль с турбореактивным двигателем ГАЗ-СГ3 (фрагмент)
бронетранспортер БТР-80 (ГАЗ-5903)
● грузовой автомобиль ГАЗ-АА
● грузовой автомобиль ГАЗ-ААА
грузовой автомобиль ГАЗ-51А
● грузовой автомобиль ГАЗ-53-12
● грузовой автомобиль ГАЗ-63А
● грузовой автомобиль ГАЗ-66
грузовой автомобиль ГАЗ-3302 "Газель" (опытный образец с подъемником завода "Восход", г. Павлово)
● грузовой автомобиль ГАЗ-33027 "Газель"
● гусеничный тягач ГАЗ-3403
легкий танк Т-70 (фрагмент)
легковой автомобиль ГАЗ-А
легковой автомобиль М1
легковой автомобиль М12 ("ЗиМ")
● легковой автомобиль М20 "Победа"
● легковой автомобиль М21В "Волга"
легковой автомобиль ГАЗ-13 "Чайка"
● легковой автомобиль ГАЗ-14 "Чайка"
легковой автомобиль ГАЗ-14-05 "Чайка"
легковой автомобиль ГАЗ-21УС "Волга"
● легковой автомобиль ГАЗ-24 "Волга"
● легковой автомобиль ГАЗ-3102 "Волга"
легковой автомобиль ГАЗ-31029 "Волга"
легковой автомобиль ГАЗ-3105 "Волга" (1-й вариант)
● легковой автомобиль ГАЗ-3105 "Волга" (2-й вариант)
● легковой автомобиль ГАЗ-3110 "Волга"
легковой автомобиль ГАЗ-3111 "Волга"
● легковой автомобиль Volga Siber
микроавтомобиль М18
● полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-67
● полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-69

Текст брошюры "Народный музей истории и трудовой славы Горьковского автомобильного завода", 1987 г.

Оставить комментарий к публикации