Обкатка вагона №1601. Апрель 1978 года

В апреле-мае 1978 года в трамвайное депо № 1 г. Горького (Нижнего Новгорода) из ЧССР поступила первая партия из 25 трамвайных вагонов Tatra T3SU (обозначение в СССР и России – "Татра-3").

В мае этими вагонами был укомплектован маршрут № 2 – «Городское кольцо». Поначалу "Татры" работали поодиночке, но уже вскоре из них были сформированы двухвагонные системы (1601+1602, 1603+1604 и т. д.), и лишь несколько вагонов - 1613, 1614 и 1615 - не сцеплялись. В депо № 2 T3SU впервые поступили в 1982 году. Впоследствии они эксплуатировались практически на всех маршрутах, обслуживаемых депо №№1 и 2.


Система из вагонов №№1612 и 1611. Весна 1980 года

Горький стал 29-м и одним из последних городов Советского Союза, в который были открыты их поставки из ЧССР. В советскую эпоху считалось престижным эксплуатировать подвижной состав, произведенный в этой стране - автобусы, троллейбусы и локомотивы Skoda, трамваи, произведенные компанией CKD, железнодорожные мотрисы Vagonka Studenka. Все они отличались совершенством конструкции, высоким качеством изготовления, хорошими показателями наработки на отказ и долговечностью.

Попасть в "клуб городов-эксплуатантов" трамваев "Татра" было непросто. Их эксплуатация предполагала совершенно иной уровень обслуживания подвижного состава, предъявляла более жесткие требования к путевому хозяйству, контактной сети и параметрам электропитания. Поначалу ко всему этому в Горьком отнеслись недостаточно серьезно, и в первый же сезон работы новых вагонов многие из них были выведены из строя из-за того, что в ускоритель, расположенный под полом салона, попадала пыль с асфальтированной проезжей части улиц.

По опыту других городов ТТУ г. Горького самостоятельно построило спецвагоны-поливщики, которые летом периодически увлажняли рельсовые пути. Слабая контактная сеть приводила к частым изломам пантографов. В связи с этим пришлось провести масштабные работы по усилению сети - поначалу в нагорной части города, а затем в заречной. Но несмотря на весьма своевременное исправление ряда ошибок эксплуатации около 10 вагонов в депо №1 были списаны уже после 7-8 лет работы.

Всего за девять лет, с 1978 по 1987 годы, Горький получил 240 пассажирских вагонов этого типа и один вагон, переоборудованный в учебный.


Вагон №1635, модернизированный на вагоноремонтном заводе г. Н. Новгорода с установкой ТИСУ

Многие из T3SU продолжают успешно работать. Срок эксплуатации отдельных экземпляров превышает 35 лет. Первоначально капитальный ремонт горьковских "Татр" осуществлялся на Свердловском вагоноремонтном заводе. С начала 90-х годов к ремонту вагонов подключился вагоноремонтный завод г. Нижнего Новгорода. В 1997 году он приступил к модернизации T3SU с установкой тиристорно-импульсной системы управления (ТИСУ).

Поставки трамвайных вагонов "Татра-3" в г. Горький (Нижний Новгород)

Год Количество Гаражные номера
1978 25 1601-1625
1980 40+1 учебный 1626-1665, 1666 (учебный)
1981 20 1667-1686
1982 15 1687-1696, 2601-2605
1983 60 1697-1699, 1701-1717, 2606-2645
1984 8 2646-2653
1985 44 2654-2697
1986 8 2698, 2699, 2701-2706
1987 20 1718-1727, 2707-2716

К другим публикациям схожей тематики:
автобус Ikarus-556 без гаражного и государственных регистрационных номеров, г. Н. Новгород
автобусы модели Ikarus-180 в г. Горьком (Н. Новгороде)
автобусы модели Ikarus-260 в г. Горьком (Н. Новгороде)
автомобиль-фургон семейства ТА-3760/-3761/-3763, г. Н. Новгород
кюветонарезчик СП-35
маневровый тепловоз ЧМЭ3-3467
паровоз Эр-697-40
передвижная электростанция на шасси МАЗ-200
ретранслятор звука на базе автобуса ЗиС-155
ретровагон РВЗ-6М2 с гаражным №2199
судно на подводных крыльях "Буревестник"

Оставить комментарий к публикации