Во времена СССР серийные автобусы ПАЗ всегда были 7-метровыми и строились на основе газовских мостов и заволжских моторов. В 1997 году Павловский автобусный завод впервые отошел от этих традиций: на нижегородской выставке "Автотехсервис-97" предприятие представило на суд публики принципиально новую модель автобуса - 10-метровый трехдверный ПАЗ-4223 на импортных комплектующих.

Как известно, в соответствии с существующей в отечественном автомобилестроении классификацией пассажирские транспортные средства общего пользования делятся в зависимости от длины кузова на пять категорий: особо малые, малые, средние, большие и особо большие. Ранее, поставляя всей стране автобусы для ненапряженных городских и пригородных маршрутов, в среднем классе работал лишь Львовский автозавод. С распадом СССР ЛАЗ практически ушел с российского рынка, и с середины 90-х годов подобные машины в РФ строил лишь Мичуринский АРЗ, да и то в очень ограниченных количествах.

Машина длиной 9-10 метров и пассажировместимостью 70-90 человек совершенно "выпала" и из модной в те годы всероссийской программы "Автобус", тяготевшей к большим и особо большим лайнерам типа ЛиАЗ-5256, хотя практика показала, что потребность в машинах, близких по габаритам и вместимости к доброму старому ЛАЗ-695Н, осталась. Маркетинговые исследования, проведенные павловчанами, лишний раз подтвердили данный тезис, так что, отталкиваясь от них, в 1996 году на ПАЗе решили отойти от многолетней традиции постройки автобусов малого класса и предпринять попытку занять опустевшую нишу. Так, собственно, и возник проект под названием "ПАЗ-4223".

На ПАЗ-4223 в заднем свесе установили 6-цилиндровый 180-сильный двигатель Cummins В5.9-180-10. Задний мост и переднюю ось изготовило польское предприятие FON Radomsko, коробку передач и рулевое управление - германская Zahnrad Fabrik. Все упомянутые агрегаты, собранные воедино, фактически представляли собой коммерческое шасси, объединенное торговой маркой Autosan (Польша). На этом-то шасси и был смонтирован павловский стальной кузов со сварным каркасом из труб прямоугольного сечения.

Получилось, что новый "пазик" собран "с миру по нитке". Разумеется, специализация и кооперация существуют во всем цивилизованном мире. В деятельности ПАЗа всегда присутствовали и та, и другая: его серийная продукция на протяжении десятилетий складывалась из газовских мостов, заволжских моторов и кузовов местного производства. Загвоздка была лишь в том, что, к примеру, в России отсутствовал достойный дизельный двигатель, который был бы идеально приспособлен к работе в условиях города с постоянно перемежающимися разгонами и торможениями. А Cummins В5.9-180-10, соответствовавший требованиям Euro 1, удовлетворял всем требованиям, более того, благодаря ему новая модель могла развить максимальную скорость 100 км/ч.

ПАЗ-4223 имел 27 мест для сидения и предельную вместимость 80 пассажиров. Высота салона с ровным по всей протяженности полом и большой накопительной площадкой напротив средней двери составила 2 метра. Боковые стекла были вклеены в каркас кузова, двери прислонно-раздвижного типа располагались в свесах (одинарные передняя и задняя шириной 650 мм) и в базе (двустворчатая, вдвое большей ширины). Для того, чтобы попасть внутрь, пассажирам требовалось преодолеть пару ступенек.



По ряду причин новая машина так и осталась в единственном экземпляре. Она попала во 2-й автобусный парк Нижнего Новгорода, где относительно недолго побегала на городских и пригородных маршрутах. Затем у ПАЗ-4223 возникли проблемы с маховиком двигателя, который сначала пробовали восстанавливать на одном из нижегородских заводов, а потом на автобус махнули рукой и он несколько лет простоял "под забором", пока его все же не отремонтировали. Позже "пазик" передали в Кстовское пассажирское автопредприятие, где он проработал до 2013 года.

Кстати, вслед за ПАЗ-4223 на Павловском автозаводе были разработаны и построены еще несколько вариантов автобусов среднего класса на шасси Autosan и Volvo, однако дальше экспериментов, завершившихся выпуском нескольких образцов, дело опять не пошло.

К другим публикациям раздела "Немузеефицированный подвижной состав":
Тепловоз ЧМЭ3-3467
Паровоз Эр-697-40
Передвижная электростанция на шасси МАЗ-200
Судно на подводных крыльях "Буревестник"
Ретранслятор звука на базе автобуса ЗиС-155
Трамвайный вагон РВЗ-6М2 гаражный №2199
Кюветонарезчик СП-35
Автобус Ikarus-556 без гаражного и государственных регистрационных номеров
Автобусы модели Ikarus-260 в г. Горьком (Н. Новгороде)
Трамвайные вагоны модели T3SU в г. Горьком (Н. Новгороде)
Автомобиль-фургон семейства ТА-3760/-3761/-3763, г. Н. Новгород
Автобусы модели Ikarus-180 в г. Горьком (Н. Новгороде)
Автобусы модели Ikarus-620 в г. Горьком (Н. Новгороде)
Рельсошлифовальный вагон РШЛ гаражный №005 (РШ-5), г. Н. Новгород
Теплоход-катамаран "Отдых-1", пр. Р-80
Передвижной кинотеатр на базе автобуса ЛАЗ-695Б, г. Горький (Нижний Новгород)
Трамвайные вагоны модели "С"
Автобусы модели Skoda 706 RTO в г. Горьком (Н. Новгороде)
Трамвайные вагоны модели "Х" в г. Дзержинске
Троллейбусы модели ЗиУ-682 в г. Горьком (Нижнем Новгороде)
Троллейбусы производства ОАО "Нижтрол"

К разделу "Прочие объекты"

Оставить комментарий к публикации

На главную страницу