ЗиС-155 выпуска до 1957 года
Автобус ЗиС-155, пришедший на смену недолго выпускавшемуся ЗиС-154 и сходивший с конвейера завода им. Сталина (г. Москва) с 1949 по 1957 годы, стал в СССР самой массовой пассажирской машиной 50-х годов.
ЗиС-155, номинальная вместимость которого не превышала 50 человек, рассматривался как переходная модель к более современному во всех отношениях автобусу. Тем не менее он, во-первых, задержался в производстве почти на 10 лет (по встречающимся в различных источниках данным, всего выпущена 21 741 машина).
Во-вторых, даже уступив конвейер «подновленному» ЗиЛ-158, ЗиС-155 навсегда остался в нем и не лучшей своей компоновкой, и тесным салоном без накопительных площадок, и тихоходностью, и мало изменившейся базой в виде грузовика ЗиЛ-164 (ЗиС-150).
ЗиС-155. Эмблема на задней панели кузова
«155-й» не только стал основным типом подвижного состава в городах СССР всех масштабов, но и в больших количествах экспортировался в Афганистан, Китай, Монголию, Польшу и ряд других стран.
В СССР до середины 50-х годов почти не было междугородных пассажирских автобусов, поэтому ЗиС-155 часто использовался и на «межгороде». Для экстремально дальних рейсов салон этой модели переделывали на местах: в передней его части оборудовался отсек для пассажиров с 15 креслами авиационного типа, в задней - отсек для багажа. Такие машины, например, использовались на линии Москва - Ялта. Дорога занимала 34 часа (плюс ночевка в гостинице в пути следования).
ЗиС-155 1957 года выпуска
Одним из серьезных изъянов ЗиС-155 была большая высота подножек над тротуаром. Эта проблема была решена лишь в последний год выпуска автобуса, когда подножки несколько опустили (при этом опустили и пассажирские двери, высота которых не изменилась - они были четырехстворчатыми, ширмовыми, открывавшимися наружу и по последней причине пачкавшие одежду пассажиров).
Помимо этого имел недостаточную прочность кузов с наружной облицовкой из дюралюминиевых листов, соединенных с каркасом путем склепки. Автобус, рассчитанный на перевозку 23 сидящих пассажиров и еще примерно стольких же, едущих стоя, часто перевозил раза в полтора больше, отчего каркас деформировался. В среднем была недолгой и эксплуатация машины - лет 5-6.
Опытный образец модернизированного ЗиС-155М. 1956 год
В больших городах ЗиС-155 исчезли уже в 1962-63 годах. Иногда их передавали в райцентры, где они служили еще несколько лет на маршрутах с небольшой загрузкой. Небольшое количество автобусов было перестроено для нужд телевизионных студий (очевидно, для этого брали автобусы непосредственно с конвейера) и радиотрансляционных узлов.
Такие машины, равно как и служебные, служили намного дольше: массово - до начала-середины 70-х годов, а отдельные экземпляры - чуть не до конца 90-х годов. Именно так сложилась судьба ЗиС-155 1957 года выпуска (зав. №19165), который, очевидно, сначала работал в качестве пассажирского, а ориентировочно в 1963 году был капитально отремонтирован, оборудован звукоусиливающей аппаратурой и передан Горьковскому радиотрансляционному узлу.
К фотоальбому "Ретранслятор звука на базе автобуса ЗиС-155"
Оставить комментарий к публикации