Проходная ОАО "НПФ "Семар". 2007 г.

В 2019 году свое 70-летие могло бы отметить нижегородское автомобилестроительное предприятие "Семар".

Исторические документы гласят, что в феврале 1949 года в Семеновском районе Горьковской области была организована центральная ремонтно-механическая мастерская Лещевского леспромхоза, находившаяся в подчинении организации "Горьклес" и поначалу специализировавшаяся на ремонте тракторов и грузовых автомобилей, работавших на транспортировке древесины.


Автомобили, прибывшие на Семеновский АРЗ для прохождения капремонта. 60-е гг. ХХ в.

Основным "материалом", подлежавшим восстановлению, в те годы являлись газогенераторные УралЗиСы, имевшие следующую отличительную особенность: в качестве топлива они потребляли то же, что и вывозили из местных лесов. По мере обновления парка грузовиков мастерской пришлось также освоить ремонт машин ЗиС-150, ЗиС-151, ЗиЛ-157 и ЗиЛ-164. В начале 60-х годов территория вокруг предприятия заболотилась, в связи с чем было принято решение перенести на то место, где оно находится и по сей день. В 1965 году, после перехода в подчинение Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности, мастерским было присвоено ко многому обязывающее название "Авторемонтный завод".

Два года спустя министерство, испытывавшее острую потребность в пассажирских транспортных средствах для лесодобывающих бригад, поручило Семеновскому авторемонтому заводу начать выпуск кузовов капотных автобусов на шасси ГАЗ-51А. Первый цельнометаллический автобус, увидевший свет в 1968 году, внешне почти не отличался от выпускавшейся тогда Курганским автобусным заводом модели КАвЗ-651А. Затем в Семенове перешли на выпуск аналогичных машин, базировавшихся на шасси ГАЗ-53. Чертежи на новую модель были заимствованы в Кургане, хотя, впрочем, уже в 1982 году здесь стали использовать для изготовления каркаса кузова стандартные трубы в то время как у курганцев вплоть до 1985 года каркас оставался штампованным.


Слева - автобус КАвЗ-685 производства Курганского автозавода. Справа - его клон, выпускавшийся в Семенове в 70-80-х гг.

Еще в 1972 году было принято окончательное решение специализировать авторемонтный завод на выпуске автобусов. Правда, помимо этого САРЗ (впоследствии – "Семеновский опытно-экспериментальный механический завод") выполнял также различные спецзаказы: производил оснастку для лесозаготовок, в сотрудничестве с Шумерлинским комбинатом автофургонов выпускал технику для Министерства обороны. Завод оставался в ведении Минлеспрома практически до самого его расформирования, и лишь затем, преобразовавшись в акционерное общество "Семар", шагнул в рынок со своим капотным автобусом САРЗ-3976 на шасси ГАЗ-3307. Эта машина оказалась востребованной: ее ежемесячный выпуск в середине 90-х годов доходил до 100-120 штук, помимо базовой модели потребителю были предложены многочисленные специализированные модификаций – такие, как автобус бизнес-класса, катафалк, транспортировщик донорской крови. Появились также полноприводная и дизельная версии автомобиля.

Во второй половине 90-х годов "Семар" предпринял немало решительных шагов, направленных на обновление ассортимента выпускаемой продукции. Одним из них стало создание перспективного 23-местного автобуса полукапотной компоновки на шасси ГАЗ, проект которого был разработан совместно с кафедрой автомобилей и тракторов Нижегородского государственного технического университета им. Алексеева. Одновременно с ним было спроектировано целое семейство, включавшее несколько грузопассажирских модификаций с цельнометаллическим кузовом, грузовик с бортовой платформой, изотермический фургон и даже кемпер. Но, к сожалению, запустить в серию этот любопытный проект семеновским автобусостроителям по ряду причин не удалось.


Не пошедший в серию автобус на шасси грузового автомобиля ГАЗ-3310 "Валдай". Конец 90-х гг.

Другим направлением стала массовая постройка микроавтобусов, спецавтомобилей и фермерских грузовиков на базе ГАЗ-3302. В новый модельный ряд вошли пассажирский автобус САРЗ-3234, в котором число мест для сидения, высота потолка и ширина задней двери могли изменяться по желанию заказчика, фургон, аварийно-ремонтные автомобили различного назначения, линейный автомобиль "Скорой медицинской помощи", реанимобиль, патрульная машина милиции и даже транспортное средство для перевозки трупов. Все эти машины были глубоко унифицированы между собой, что позволяло изготовителю оперативно реагировать на специфические запросы покупателей.

Войдя в промышленную группу "Самотлор-НН", ОАО "НПФ "Семар" вновь подтвердило свой давний курс на автобусостроение. Правда, сменилась база для семеновского автобуса – в качестве нее стали испоьзоваться автомобили зарубежного происхождения. Большие надежды здесь связывали с итальянской компанией Iveco, которая в рамках СП "Савеко" планировала строить в Семенове новый завод. Вот с таким капиталом бывший Семеновский опытно-экспериментальный механический завод, выросший из крохотной ремонтной мастерской, вступил в седьмое десятилетие своей трудовой биографии, но, увы, уже 17 сентября 2012 года предприятие было ликвидировано.

Оставить комментарий к публикации

На главную страницу