Трамвайный вагон ЛМ-57, который на жаргоне трамвайщиков принято именовать прозвищем «стиляга», выпускался Ленинградским ВАРЗ №1 (впоследствии - ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод», ныне уже не существующее предприятие).

В условном обозначении модели вагона присутствует год начала выпуска - 1957-й. К его разработке приступили годом раньше. И если обтекаемые экстерьеры, гнутые ветровое и заднее стекла, а также множество декоративных хромированных деталей, придававшие новинке прогрессивный для той эпохи аэродинамический вид, в основном остались на первых серийных экземплярах, хотя потом модный дизайн ЛМ-57 попал «под раздачу» и был частично упрощен, то целый ряд современных элементов конструкции вовсе не дошел до конвейера.

Так, трамвай не получил ни косвенного управления (в серию пошел вариант с непосредственным управлением), ни электрического привода тормозов и дверей (остался пневматический привод, как и у предшественников ЛМ-57), ни возможности работы по системе многих единиц. Вместе с тем двери у ЛМ-57 были уже не сдвижными, как у ЛМ-47 или ЛМ-49, а ширмовыми. При этом средняя дверь, находящаяся в базе, была 4-створчатой, а передняя и задняя, расположенные в свесах кузова - более узкими, 3-створчатыми.



На протяжении первых нескольких лет выпуск вагонов ЛМ-57 оставался штучным. Так, за 1957-1960 годы завод построил их лишь 31, из которых один, самый первый, отправился в Киев, а 30 остались работать в Ленинграде. И лишь в 1961 году новая модель стала массово поставляться и в родной город - Ленинград, и за его пределы. В частности, «57-е» эксплуатировались в Казани, Ташкенте, Саратове, Архангельске, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, а также в Горьком, который в период с 1961 по 1968 годы получил 75 таких вагонов (все поступили в Гордеевское трамвайное депо и сначала работали в основном на маршрутах №№ 1 и 12, а позже, уже в 70-е годы - исключительно на маршрутах №№ 3 и 4).



В 1971 году на собрании отделения ВОИР Горьковского трамвайно-троллейбусного управления было принято решение организовать работу трамвайных вагонов ЛМ-57 по системе многих единиц, что на практике достигалось совмещением контроллера водителя с групповым переключателем режимов работы, то есть контроллером второго вагона управлял пневматический сервопривод, дублировавший движения руки водителя, находившегося в первом вагоне. Эта сцепка проработала до конца 70-х годов, оставшись единственной в своем роде.

Вагоны модели ЛМ-57 проработали в Горьком до 1983 года. Один из последних находившихся в эксплуатации экземпляров был сохранен в качестве мемориального в трамвайном депо №2.



К другим публикациям, посвященным отдельным типам подвижного состава, ранее эксплуатировавшимся в г. Горьком-Нижнем Новгороде и области:
автобус Ikarus-180
автобус Ikarus-260
автобус Ikarus-620
железнодорожный вагон "48-051"
трамвайный поезд ЛМ/ЛП-36 ("МЧ/ПЧ")
трамвайный вагон МТВ-82
трамвайный вагон РВЗ-7 ("71-217")
● трамвайный вагон "Сормовский 7-оконный фонарный"
троллейбус ЗиУ-9Н

Оставить комментарий к публикации