Экраноплан "
8-местный катер-экраноплан "Волга-2" на динамической воздушной подушке разрабатывался начиная с середины 70-х годов коллективом ЦКБ по СПК под руководством Р. Е. Алексеева.
Экраноплан, способный развивать скорость до 130 км/ч, предназначался для скоростных грузопассажирских перевозок, доставки почты, обеспечения связи, оказания скорой помощи. Его основной особенностью была возможность круглогодичной эксплуатации как по воде, так и по льду и снегу, которая обеспечивалась скегами - надувными пневмобаллонами-поплавками, установленными по бортам днищевой части корабля и оборудованными системой подкачки и регулятором давления.
В конце 1979-начале 1980 года опытное производство ЦКБ по СПК приступило к строительству натурного образца, на котором Ростислав Евгеньевич планировал отправиться в Москву, на Олимпиаду-80.
После внезапной смерти Алексеева в феврале 1980 года работу над экранопланом продолжил конструктор Виталий Дементьев. Однако полномасштабные испытания "Волги-2" начались лишь в 1986 году. В 90-е годы мелкосерийным выпуском экранопланов этой модели занялся Нижегородский авиастроительный завод "Сокол".
На них устанавливались два 140-сильных бензиновых двигателя ЗМЗ-4062.10. Рассматривалась также возможность установки двухсекционных роторно-поршневых бензиновых двигателей ВАЗ-413 с воздушно-жидкостной системой охлаждения.
дин из них находился в аренде на территории бывшей Югославии, еще один - в Ямало-Ненецком автономном округе, два экраноплана проходили испытания на озере Иссык-Куль.
Несколько экранопланов "Волга-2" остались в Нижнем Новгороде и в том числе использовались в качестве прогулочных. года в районе речного вокзала столкнулся с СПК "Восход" и через несколько минут после этого происшествия затонул. В результате столкновения пострадали два человека (один позже скончался от полученных ранений).
Один из сохранившихся образцов экраноплана прошел косметический ремонт на авиастроительном заводе "Сокол" и был установлен в качестве памятника возле главного корпуса Нижегородского государственного политехнического университета.
Кроме того, пассажирский экраноплан "Акваглайд-5" является экспонатом Нижегородского городского музея техники и оборонной промышленности, а на пл. Буревестника в Сормовском районе города Нижнего Новгорода в качестве памятника установлено судно на подводных крыльях (СПК) "Метеор-001", в создании которого принимал участие Р. Е. Алексеев.
Краткая техническая характеристика экраноплана "Волга-2"
Класс судна | "Р" Российского Речного Регистра |
Габариты | |
длина | 11 430 мм |
ширина | 7630 мм |
высота | 3320 мм |
Масса | |
порожняя | 1950 кг |
с полной нагрузкой | 2850 кг |
Двигатель | ЗМЗ-4062.10, 2 х 140 л. с. |
Дальность хода | до 400 км |
Осадка | 0,25 м |
Максимальная скорость | 130 км/ч |
Высота волны | до 0,5 м |
Численность экипажа | 1 чел. |
Полезная нагрузка | 8 пассажиров или 800 кг груза |