Экраноплан  "Волга-2" на реке Волге. Фото 1999 года

8-местный катер-экраноплан "Волга-2" на динамической воздушной подушке разрабатывался начиная с середины 70-х годов коллективом ЦКБ по СПК под руководством Р. Е. Алексеева.

Экраноплан, способный развивать скорость до 130 км/ч, предназначался для скоростных грузопассажирских перевозок, доставки почты, обеспечения связи, оказания скорой помощи. Его основной особенностью была возможность круглогодичной эксплуатации как по воде, так и по льду и снегу, которая обеспечивалась скегами - надувными пневмобаллонами-поплавками, установленными по бортам днищевой части корабля и оборудованными системой подкачки и регулятором давления.

В конце 1979-начале 1980 года опытное производство ЦКБ по СПК приступило к строительству натурного образца, на котором Ростислав Евгеньевич планировал отправиться в Москву, на Олимпиаду-80.

После внезапной смерти Алексеева в феврале 1980 года работу над экранопланом продолжил конструктор Виталий Дементьев. Однако полномасштабные испытания "Волги-2" начались лишь в 1986 году. В 90-е годы мелкосерийным выпуском экранопланов этой модели занялся Нижегородский авиастроительный завод "Сокол".

На них устанавливались два 140-сильных бензиновых двигателя ЗМЗ-4062.10. Рассматривалась также возможность установки двухсекционных роторно-поршневых бензиновых двигателей ВАЗ-413 с воздушно-жидкостной системой охлаждения.

дин из них находился в аренде на территории бывшей Югославии, еще один - в Ямало-Ненецком автономном округе, два экраноплана проходили испытания на озере Иссык-Куль.



Несколько экранопланов "Волга-2" остались в Нижнем Новгороде и в том числе использовались в качестве прогулочных. года в районе речного вокзала столкнулся с СПК "Восход" и через несколько минут после этого происшествия затонул. В результате столкновения пострадали два человека (один позже скончался от полученных ранений).

Один из сохранившихся образцов экраноплана прошел косметический ремонт на авиастроительном заводе "Сокол" и был установлен в качестве памятника возле главного корпуса Нижегородского государственного политехнического университета.

Кроме того,  пассажирский экраноплан "Акваглайд-5" является экспонатом Нижегородского городского музея техники и оборонной промышленности, а на пл. Буревестника в Сормовском районе города Нижнего Новгорода в качестве памятника установлено судно на подводных крыльях (СПК) "Метеор-001", в создании которого принимал участие Р. Е. Алексеев.

Краткая техническая характеристика экраноплана "Волга-2"

Класс судна "Р" Российского Речного Регистра
Габариты  
длина 11 430 мм
ширина 7630 мм
высота 3320 мм
Масса  
порожняя 1950 кг
с полной нагрузкой 2850 кг
Двигатель ЗМЗ-4062.10, 2 х 140 л. с.
Дальность хода до 400 км
Осадка 0,25 м
Максимальная скорость 130 км/ч
Высота волны до 0,5 м
Численность экипажа 1 чел.
Полезная нагрузка 8 пассажиров или 800 кг груза

Оставить комментарий к публикации