В 2010 году исполняется 80 лет с момента появления на свет одного уникального автомобиля советской эпохи.
Его исключительность подтверждается не только солидным возрастом и небольшим общим количеством произведенных экземпляров - 369, но и тем, что он, будучи произведен на столичном заводе, в результате оказался экспонатом нижегородского заводского музея.
Можно еще также добавить, что сохранившимися на сегодняшний день считаются лишь две машины данной марки (вторая занимает почетное место в Политехническом музее Москвы), а в их создании принимал участие Андрей Липгарт - впоследствии один из ведущих конструкторов ГАЗа. Итак, это НАМИ-1 - детище Научно-исследовательского автомобильного института.
Возможно, вы спросите: а какое, собственно, отношение НАМИ-1, разработанный в Москве и выпускавшийся московским же заводом “Спартак”, может иметь к нашему городу? Оказывается, самое прямое. Дело в том, что ОАО “Гидромаш” (в прошлом - производственно-конструкторское объединение “Гидромаш”) и есть тот самый “Спартак”, базировавшийся в столице с момента своего основания и до эвакуации в октябре 1941 года в Горький - ныне Нижний Новгород!
В 1927-1930 годах “Спартак” выпускал НАМИ-1 - легковушку, которой, мягко говоря, не повезло... Первые ее образцы были собраны в 1927 году. После прохождения испытаний (в 1927 году машины побывали в четырех испытательных пробегах: Москва-Ярославль-Москва, Москва-Ленинград-Москва, Москва-Крым-Москва и по Московской области) эту модель было решено выпускать на “Спартаке”. Ряд комплектующих для НАМИ-1 поступали сюда с других предприятий - в частности, кузова поставлял Бронетанкоремонтный завод № 2.
В соответствии с первоначальными планами предполагалось изготавливать до 500 легковушек в год, однако в результате в отдельные годы “Спартак” смог собирать лишь чуть более полутора сотен экземпляров, и это было наивысшим достижением предприятия, нуждавшегося в серьезной реконструкции в условиях хронического недофинансирования и бюрократической круговерти. Так, в 1928/29 хозяйственном году, отсчет которого, кстати, велся не с 1 января, а с 1 октября, завод построил 184 шасси, на которых было собрано лишь 42 готовых автомобиля. В результате, даже несмотря на поддержку военного ведомства, признавшего автомобиль НАМИ-1 “пригодным не только для службы в ОККА, но даже и для фронтовой службы”, его выпуск вскоре свернули, а сам завод перепрофилировали.
Один из экземпляров НАМИ-1 1930 года выпуска попал в Иваново, где проработал до 1935 года. Затем он оказался в городе Троицке Челябинской области. Сорок с лишним лет спустя, в 1976 году, автомобиль был выкуплен у его последнего владельца - В. Суслова - ПКО “Гидромаш” для музея истории и трудовой славы. Здесь НАМИ-1 был тщательно отреставрирован и с тех пор неоднократно принимал участие в заводских мероприятиях, выставках, ретро-парадах, театрализованных представлениях. Машина, бессменным шофером которой является Юрий Лобачев - водитель с более чем 50-летним стажем, стала постоянным участником фестивалей самодельной, старинной и экзотической автомототехники “Самавто-НН”, организатором которых является еженедельник "Биржа плюс авто".
Олег ТИМИРЯЗЕВ
Материал впервые опубликован в № 20 еженедельника "Биржа плюс Авто" от 27 мая 2010 года
К разделу об автомобиле НАМИ-1, находящемся в коллекции НОАО "Гидромаш"
Оставить комментарий к публикации
|