В 1929 году Трест механического транспорта (ТМТ) г. Нижнего Новгорода приступил к постройке железной дороги, которая должна была соединить центр города - пл. 1 Мая (ныне - Горького) - и Мызу по Арзамасскому шоссе (ныне - пр-т Гагарина) и по которой, как задумывалось первоначально, могло бы осуществляться и грузовое, и пассажирское сообщение.
В соответствии с проектом, сметная стоимость которого равнялась 1 млн руб., длина однопутной линии с тремя разъездами составила 9,5 км. Один из разъездов предполагалось организовать в районе тюрьмы (ныне - остановка общественного транспорта "Университет"), еще один - в Караваихе, на перегоне между современными остановками трамвая "ул. Терешковой" и "к/т "Электрон". Местоположение третьего разъезда достоверно неизвестно. Скорее всего он находился между молокозаводом (ныне - район Дворца спорта) и современной ул. Медицинской.
В связи с тем, что на отрезке от нынешних ул. Медицинской до ул. Терешковой максимальный уклон пр-та Гагарина (Арзамасского шоссе) достигает примерно 50 промилле, линию при проектировании увели от трассы в сторону пос. Сахарный Дол и современной улицы Корейской с последующим возвращением на Арзамасское шоссе по современной ул. Терешковой, где она находится и сейчас. При этом линия прошла в непосредственной близости от детской больницы, находящейся в квартале современных улиц Медицинской, Крылова, Сурикова и пр-та Гагарина.
Для пассажирского движения городские власти рассчитывали открыть маршрут, получивший №5, в январе 1930 года, а с весны, когда ТМТ должен был получить 10 новых трамвайных вагонов, расширить движение по ней. Грузовое движение по этой ветке должно было осуществляться в ночное время электровозами.
Реально же с ноября 1929 года по еще не электрифицированному пути со станции Мыза стали по графику курсировать составы на паровой тяге. В основном они доставляли грузы предприятиям, расположенным вдоль Арзамасского шоссе – макаронной фабрике, чулочно-трикотажной фабрике им. К. Цеткин, тюрьме, складам военно-технического имущества №84 (впоследствии - 84-я Центральная инженерная база) и складам гортопа (местоположение не установлено - сам топливный трест Горсовета находился в кремле, имелись также подразделения и склады в различных районах города).
С электрификацией линии трамвайщики стали осуществлять передачу со станции Мыза груженых и порожних железнодорожных вагонов одиннадцатью тяговыми электровозами типа ГЭТ по методу двойной электротяги. Пара таких электровозов была способна тянуть до 6-8 вагонов, в зависимости от рода груза. Среди типов грузового подвижного состава железных дорог, транспортируемого по линии, можно отметить как крытые вагоны, так и открытые платформы, в том числе оборудованные роспусками для перевозки леса, а также наливные цистерны.
Возле станции Мыза Нижегородско-Казанской железной дороги были организованы маневрово-тупиковые пути, соединявшие между собой рельсы железной дороги и мызинскую ветку. Этот производственный участок назывался Мызинским разъездом. Там имелись помещения диспетчера и поездных электровозных бригад. Электровозы и поездные бригады находились в подчинении Кремлевского парка, руководство движением осуществляла служба движения трамвайного управления.
На одном из фотоснимков, датируемом предположительно началом 30-х годов, грузовой состав запечатлен на ул. Ижорской, рядом со зданием Нижегородского спирто-водочного завода №1 Центроспирта. Этот факт говорит о том, что грузовое движение осуществлялось не только по Арзамасскому шоссе, но и по улицам Свердлова (ныне - Большая Покровская) и Полевой (ныне - Горького).
Точная дата прекращения грузового сообщения по мызинской ветке, к сожалению, неизвестна. Скорее всего это 1-я половина 50-х годов.
Завершенные материалы по теме "Нижегородский (Горьковский) трамвай":
● Нижегородский (Горьковский) трамвай. Предпосылки появления. 80-е-1-я половина 90-х годов XIX века
● Трамвай компании Siemens & Halske
● Трамвай компании Рафаэля фон Гартмана
● Трамвай товарищества "М. М. Подобедов и Ко"
● Автозаводское трамвайное депо (№3)
● Кремлевский трамвайный парк
К другим важнейшим сооружениям транспортной инфраструктуры на территории Нижегородской области:
● Автостанция "Канавинская"
● Автостанция "Сенная"
● Аэродром, с. Большое Болдино
● Аэродром, г. Богородск
● Горьковская детская железная дорога им. М. Горького
● Канатная дорога Нижний Новгород - Бор
● Нижегородский (горьковский) автовокзал
● Нижегородский (горьковский) метрополитен
● Нижегородский (горьковский) троллейбус
● Пригородная железнодорожная ветка Нижний Новгород-Сормово
Оставить комментарий к публикации