Реплика моторного вагона дореволюционной эпохи на Горьковском вагоноремонтном заводе. Фото Н. Нестеренко. 1987 год

Реплика трамвайного вагона дореволюционной эпохи была построена в 1986-87 годах на Горьковском вагоноремонтном заводе специально для съемок трехсерийного телевизионного фильма "Запрещенные люди" по повести "Мать" и мотивам других произведений Максима Горького (режиссер - Глеб Панфилов, другое название фильма - "Мать").

Постройка вагона велась коллективом в составе слесаря В. Ф. Смирнова, мастеров В. К. Кудрявцева и В. М. Чердымова, сварщика А. А. Тарасова и клепальщика Н. Е. Погодина под руководством главного инженера ГВРЗ А. В. Коречкова. Эскизы оформления были разработаны начальником технического отдела трамвайно-троллейбусного управления А. И. Матвеева в содружестве с художником-постановщиком фильма В. Костриным.

В качестве донора при создании реплики был использован двухосный восьмиоконный трамвайный вагон типа БФ 1929 года выпуска на так называемых тележках Беккера. Этот вагон ранее работал в Москве и был списан в 1969 году, после чего его передали в Ногинск (Московская область), где использовали в качестве вышки контактной сети вплоть до 1985 года.


Вагон БФ на задворках Горьковского вагоноремонтного завода. Фото из архива НМТТП. Середина 80-х годов

С конструктивной точки зрения вагон-реплика представляет собой тот самый ногинский БФ, у которого кузов укорочен на две оконные секции (это около 1,5 метра) Соответственно, укорочена и рама вагона. В салоне трамвая имитирована планировка сидений "как в метро", рабочее место водителя находится на открытой площадке, установлен соответствующий эпохе штанговый токоприемник.

С легкой руки неспециалистов вагон-реплика был назван "Эрликоном". На самом деле он имеет достаточно много несоответствий оригиналам бельгийской марки Oerlikon, эксплуатировавшимся в Нижнем Новгороде начиная с 1896 года:
1) В дореволюционную эпоху Oerlikon работали исключительно в правобережной части города, где с момента открытия трамвайной сети колея составляла 1000 мм. Реплика сделана под колею 1524 мм.
2) Настоящий Oerlikon имел два поста управления и жесткую базу. У реплики один пост управления и тележки Беккера.
3) Настоящий Oerlikon имел пятиоконный кузов, у которого отсутствовали наружные приборы освещения. У реплики кузов шестиоконный, позже на него были установлены фары и указатели поворота, искажающие исторический облик.

Фильм "Запрещенные люди" был весьма высокобюджетным. Поэтому можно считать достаточно удачно сложившимся обстоятельством то, что трамвай, построенный за счет заказчика и появившийся в кадре примерно на полторы-две минуты за все три серии с общим хронометражом примерно три часа (т. н. "Эрликон" снимался на улицах Маяковского, Краснофлотской и Лядова), остался по окончании съемок в распоряжении Горьковского ТТУ.

В мае 1996 года вагон-реплика прошел во главе колонны трамваев в день проведения парада, посвященного 100-летию нижегородского трамвая. В это же время он периодически работал как прогулочный на маршруте Скоба - Московский вокзал. Стоимость проезда в нем равнялась стоимости проезда в обычном трамвае, однако льготы и проездные билеты в "Эрликоне" не действовали. В сентябре 2004 года "Эрликон" участвовал в параде трамваев, приуроченном ко дню Нижнего Новгорода.


Реплика моторного вагона дореволюционной эпохи на экскурсионном маршруте. Фото 1995 года

Помимо реплики дореволюционного моторного вагона была также построена реплика дореволюционного прицепного вагона, которая также не имеет ничего общего с прицепами, эксплуатировавшимися в Нижнем Новгороде в ту эпоху. Трамваи "Эрликон" в Нижнем Новгороде вообще никогда не работали с прицепами.


Реплика моторного вагона дореволюционной эпохи на территории трамвайного депо №2 после парада, посвященного 100-летию нижегородского трамвая. Фото июня 1996 года

Здесь о реплике трамвайного вагона дореволюционной эпохи - экспонате музея НМТТП

Здесь текст публикации о вагоне-"новоделе" в газете "Горьковский рабочий", 1987 год

Оставить комментарий к публикации