Первые два вагона модели "71-217" в трамвайном депо №2 города Горького. Начало 1976 года

Горький стал одним из немногих городов СССР, где РВЗ-7 ("71-217") сначала проходил испытания в условиях тяжелого профиля, а затем находился в регулярной эксплуатации с пассажирами.

В отличие от своего предшественника, РВЗ-6, новый вагон имел тиристорно-импульсную систему управления, его сварной трехдверный кузов опирался на тележки с центральным динамическим подвешиванием. Проработкой дизайна трамвая занимался Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, в создании отдельных узлов принимали участие Московский энергетический институт (электроника), столичный завод "Динамо" (блоки питания), тиристорные блоки изготавливались в Запорожье.

Первые два опытных образца трамвая нового поколения (условно - первая серия) были построены в 1973-74 годах на Рижском вагоностроительном заводе. Сначала они проходили обкатку в Москве, а после доводки конструкции в 1976 году поступили в трамвайное депо № 2 города Горького. Несколько горьковских водителей прошли соответствующую стажировку в столице, а затем и сами стали выступать в роли наставников.

Вскоре вагонов РВЗ-7 в Горьком стало уже 6. Они имели заводские номера с 1 по 6, а в депо получили порядковые 2601-2606. Начиная с третьего вагона, который в 1976 году экспонировался на выставке "Интербытмаш", внешний вид трамвая был несколько изменен (условно - вторая серия).


Третий вагон модели "71-217" в трамвайном депо №2 города Горького. 1977 год

До пробега 40 000 км РВЗ-7 испытывались без пассажиров, с балластным грузом массой около 10 тонн, что примерно соответствовало номинальной загрузке в 120 человек. Программа испытаний включала также совместную работу двух вагонов в поезде.

С 1977 года РВЗ-7 стали перевозить пассажиров на маршрутах №№6 и 7 сормовского направления. В 1978 году Рижский вагоностроительный завод построил еще 10 вагонов, вновь с измененным дизайном и более совершенными электронными блоками (условно - третья серия). 8 из них, с заводскими №№ 7–14, поступили в Горький. По просьбе горьковских трамвайщиков рижане установили на них традиционный бугельный токоприемник вместо полупантографа.

Первый РВЗ-7 из новой партии получил номер 2607. Однако вскоре и он, и все остальные "71-217" были перенумерованы начиная с 2901. Это было связано с тем, что вторую цифру 6 в порядковых номерах горьковских трамваев присвоили вагонам "Татра-3", поступление которых в Горький началось в том же 1978 году.

В 1978-79 годах РВЗ-7 помимо маршрутов №№6 и 7 в течение непродолжительного времени работали и на маршруте №1. Эксплуатация вагонов этой модели отличалась частыми отказами электронного оборудования.


Вагон модели "71-217" с порядковым номером 2910 на маршруте №6. Фото 1980 года

В 1980 году значительная часть парка РВЗ-7 была сначала переведена в резерв, а потом списана либо передана в другие города – Калинин, где находился всесоюзный полигон рельсового электротранспорта, а также Казань и Новосибирск. В Новосибирске, в частности, доводкой вагонов занимались специалисты Сибирского отделения АН СССР. Однако новая модель так и не стала массовой, как и следующая версия трамвая РВЗ-7 - "71-267", проходившая опытную эксплуатацию в Калинине и Риге.

Считается, что до настоящего времени сохранился лишь один аутентичный образец трамвайного вагона РВЗ-7 - в коллекции музея МП "Нижегородэлектротранс", г. Нижний Новгород.


РВЗ-7. Габаритный чертеж из руководства по эксплуатации

Трамвайный вагон РВЗ-7 ("71-217"). Краткая техническая характеристика

Габаритные размеры  
длина по буферам 15300 мм
ширина 2625 мм
высота (от головки рельса до высшей точки крыши) 3050 мм
Высота нижней ступеньки от головки рельса 300 мм
База вагона 7500 мм
База тележки 1940 мм
Высота пассажирского салона 2107 мм
Количество мест для сидения 33
Допустимое количество стоящих пассажиров при плотности 5 чел./м2 93
Максимальное количество пассажиров 216
Масса тары 19 500 кг
Тяговый двигатель ДК-261А, 4 х 60 кВт
Конструктивная скорость 75 км/ч

К другим публикациям, посвященным отдельным типам подвижного состава, ранее эксплуатировавшимся в г. Горьком (Нижнем Новгороде) и области:
Автобус Ikarus-556 без гаражного и государственных регистрационных номеров
Автобус модели ПАЗ-4223 в г. Н. Новгороде
Автобусы модели Ikarus-60 в г. Горьком
Автобусы модели Ikarus-180 в г. Горьком
Автобусы модели Ikarus-260 в г. Горьком (Н. Новгороде)
Автобусы модели Ikarus-620 в г. Горьком
Автобусы модели Skoda 706 RTO в г. Горьком
Автобусы модели ЛиАЗ-677 в г. Горьком (Н. Новгороде)
Автомобиль-фургон семейства ТА-3760/-3761/-3763, г. Н. Новгород
Кюветонарезчик СП-35
Паровоз Эр-697-40
Передвижная электростанция на шасси МАЗ-200
Передвижной кинотеатр на базе автобуса ЛАЗ-695Б, г. Горький
Рельсошлифовальный вагон РШЛ гаражный №005 (РШ-5), г. Н. Новгород
Ретранслятор звука на базе автобуса ЗиС-155
Судно на подводных крыльях "Буревестник"
Тепловоз ЧМЭ3-3467
Теплоход-катамаран "Отдых-1", пр. Р-80
Трамвайный вагон РВЗ-6М2 гаражный №2199
Трамвайные вагоны модели T3SU в г. Горьком (Н. Новгороде)
Трамвайные вагоны модели "С"
Трамвайные вагоны модели "Х" в г. Дзержинске
Троллейбусы модели ЗиУ-682 в г. Горьком (Нижнем Новгороде)
Троллейбусы производства ОАО "Нижтрол"

Оставить комментарий к публикации