Транспарентная ограда для разметки дворовых территорий с высотой секции около 0,5 м и длиной около 3 м
Унифицированные железобетонные ограды различных типоразмеров изготавливались промышленным способом в 50-60-е годы XX в. неустановленным предприятием (предположительно, заводом железобетонных конструкций №1, действующим в г. Нижнем Новгороде с 1930 года) и устанавливались вокруг дворовых территорий в жилищных массивах, детских садов и школ, больниц, предприятий в различных районах города - как в нагорной его части, так и в заречной.
Ограда высотой 2 м, набранная из трех глухих и одной транспарентной панелей
Обычно ограда состояла из железобетонных столбов с пазами и железобетонных панелей, которые, в зависимости от назначения, могли быть как глухими, так и транспарентными, с циклическим рисунком. Однако в некоторых случаях нижние глухие панели заменялись кирпичной кладкой на необходимую высоту. Возможно, это делалось из соображений экономии либо по причине ограниченности фондирования железобетонных изделий той или иной организации.
Ограда высотой около 2 м, набранная с использованием двух транспарентных панелей в каждой секции. Глухие панели заменены кирпичной кладкой
Наряду с упомянутыми выше оградами, имеющими варьируемые высоту и транспарентность, на территории города также неоднократно применялся и другой типоразмер железобетонных панелей - однорядных, с иным рисунком и высотой около 1 м. Наблюдения показали, что скорее всего из-за отсутствия необходимых компетенций панели часто устанавливались без соблюдения вертикальной ориентации.
Ограда из панелей высотой около 1 м, которые, судя по рисунку, установлены правильно
Аналогичная ограда из панелей высотой около 1 м, которые, очевидно, установлены "вверх ногами"
Транспарентная часть еще одной разновидности ограды (по рисунку) имеет высоту менее метра. Примерно такую же высоту имеет и ее глухая нижняя часть, выложенная из кирпича и оштукатуренная
В настоящее время эта разновидность ограды встречается на территории города лишь однажды
Обычно типовые малые архитектурные формы, к которым относятся и ограды, разрабатывались отраслевыми проектными институтами, а затем внедрялись в производство на профильных предприятиях по выпуску ЖБИ. Поэтому не только в различных российских населенных пунктах, но и в республиках бывшего СССР такие изделия часто имели сходство до степени смешения.
Железобетонные ограды, существующие по сей день в Нижнем Новгороде, были изготовлены более полувека назад. Они имеют далеко не одинаковую сохранность. Визуально на сегодняшний наиболее изношены заборы небольшой высоты, установленные рядом с жилыми домами с целью защиты растительности. По этой причине, вероятно, в городе они уже почти повсеместно заменены либо на металлические конструкции, либо опять-таки на железобетонные изделия современных проектов и типоразмеров.
Ограда железнодорожного переезда. Возможно, этот типоразмер изготавливался невыясненным предприятием, подчиненным Министерству путей сообщения
Оставить комментарий к публикации
На главную страницу