В марте 1886 года от Главного общества московских конно-железных дорог в думу г. Нижнего Новгорода поступило предложение об устройстве грузопассажирской конки, которая связала бы нагорную часть Нижнего Новгорода с территорией, находившейся за Окой и граничившей с ярмаркой. Этот проект был отклонен комиссией ввиду "неудобства для города".
В 1890 году от почетного гражданина Нижнего Новгорода Ф. И. Герле в городскую думу поступил проект, в котором его автор предлагал строительство сети конно-железных дорог в городе. По мысли автора проекта, конка должна была появиться как в верхней, так и в нижней частях города, а ее конечные остановки, разделенные склоном, надлежало соединить элеваторными подъемниками.
Это предложение думу заинтересовало, однако проект был возвращен подателю на переработку в связи с тем, что комиссия, рассмотрев все аспекты, выразила свое несогласие с чрезмерными финансовыми затратами.
В 1892 году доклад комиссии по устройству и содержанию в городе конных железных дорог дважды - 12 июня и 7 августа - обсуждался на заседаниях гордумы Нижнего Новгорода. Новое предложение Ф. И. Герле сделал совместно с его партнером Р. Я. Килевейном, представителем московской фирмы "Ф. И. Герле и компания". Проект был представлен в Министерство внутренних дел, которое, внеся некоторые исправления, сообщило о своем согласии нижегородскому губернатору.
В январе 1893 года Р. Я. Килевейн вошел в Нижегородскую думу с запиской об устройстве электрической железной дороги на Нижегородской ярмарке. Ранее ярмарочный комитет, перед которым Герле и Килевейн возбудили ходатайство "о разрешении устройства по Нижегородской ярмарке электрической железной дороги", признал ее "проложение в ярмарочной местности желательным" и предложил им "представить в комитет подробно разработанный проект концессии".
1893 год следует считать своеобразной точкой отсчета, когда городские власти стали рассматривать вопрос об организации в городе уже не конных железных дорог, а исключительно электрического трамвая. 29 апреля 1893 года городская дума постановила передать на изучение в комиссию вопрос "об устройстве электрических железных дорог в Нижнем Новгороде" и "разветвлении их по городу".
9 марта 1894 года на заседании финансовой, выставочной и трамвайной комиссий было принято историческое решение строить в городе дорогу на электрической тяге. Были уточнены число линий и их направление.
Постановлением городской думы от 23 марта 1894 года исполнителем работ по устройству электрической железной дороги от Ивановского съезда по Рождественской улице через плашкоутный мост на ярмарку концессионным способом при сроке концессии в 7 лет с окончания Всероссийской выставки 1896 года и "при условии открытия движения по этой линии непременно 1 мая 1896 года" назначалась компания Siemens & Halske.
Однако Siemens & Halske отказалась от заключения контракта на постройку электрических железных дорог в Нижнем Новгороде, сославшись на убыточность предприятия. Это произошло несмотря на то, что представитель компании Н. Рюмин направил городскому голове письмо с требованием увеличения срока концессии до 15 лет, а дума отчасти уступила, увеличив срок концессии с 7 лет до 12 лет и 5 месяцев.
После отказа Siemens & Halske предложила свои услуги устроителям 16-й Всероссийской промышленной и художественной выставки и в начале 1895 года заключила контракт на строительство электрической железной дороги от ярмарки до территории выставки за счет выставочного комитета.
Независимо от этого в феврале 1895 года камер-юнкер Рафаэль фон Гартман направил в городскую думу письмо, в котором указал на необходимость сооружения двух отдельных систем железных дорог (одной – в верхней части города, другой – в нижней), соединенных посредством фуникулеров.
В апреле 1895 года фон Гартман представил проект "верхней" и "нижней" трамвайных линий, а также двух подъемников, станции которых были расположены вблизи конечных пунктов трамвая. 15 мая 1895 года между фирмой "Р. К. фон Гартман и Ко" и городской управой Нижнего Новгорода был подписан "Основной трамвайный договор", подразумевавший безвозмездную передачу хозяйства городу через 35 лет.
В соответствии с этим договором город являлся формальным собственником трамвайного предприятия, а "Р.К. фон Гартман и Ко", построив систему железнодорожных линий и фуникулеров за свой счет, осуществляла деятельность на правах концессии (договора аренды), заключенного на 35 лет начиная с 1896 года.
В 1931 году концессионер обязывался безвозмездно передать предприятие в ведение города в исправном состоянии. Тем не менее город имел право выкупить трамвай уже через 18 лет, в 1914 году, уплатив предпринимателю сумму, равную 4,5% чистого дохода предприятия за предшествующие пять лет без учета издержек.
Другие материалы по теме:
● Трамвай компании Siemens & Halske
● Трамвай компании Рафаэля фон Гартмана
● Трамвай товарищества "М. М. Подобедов и Ко"
● Автозаводское трамвайное депо (№3)
● Кремлевский трамвайный парк
К разделу "Нижегородский (Горьковский) трамвай"
Оставить комментарий к публикации