Императорский (в разговорной среде - царский) павильон железнодорожного вокзала Московско-Нижегородской железной дороги был построен в Нижнем Новгороде в эклектическом стиле и с интерьерами в стиле ренессанс по проекту архитектора Д. Н. Чичагова.

По данным нижегородского исследователя Анны Давыдовой, вопрос о строительстве на станции Нижний Новгород специального помещения для приезда императора и членов его семьи впервые был поднят еще во время царствования Александра III, в 1886 году. Однако сооружалось оно уже в период с 1892 по 1894 гг.


Николай II с супругой выходят из павильона на привокзальную площадь. 1913 г.

Достоверно известно о двух случаях пребывания в павильоне императорской четы: в 1896 году, во время визита Николая II и его супруги на XVI Всероссийскую промышленно-художественную выставку, и в 1913 году, при посещении ими города в год 300-летия восшествия династии Романовых на престол.


Центральный зал


Потолок центрального зала

Павильон почти квадратной формы имеет в соответствии с проектом два входа - главный, со стороны привокзальной площади, и со стороны перрона, а также восемь основных помещений - центральный зал, кабинеты и уборные императора и его супруги, комнату для свиты, большие сени между главным входом и центральным залом, и переднюю, в которую ведет вход с перрона.


Бывший кабинет императора


Бывший кабинет императрицы

Здание получило печное отопление. Печи имелись в сенях, передней, кабинетах императора и его супруги, а также в комнате для свиты. В центральном зале был установлен резной камин из белого мрамора. К сожалению, неясно, какими были оригинальные полы в помещениях павильона. Нет документальных подтверждений ни того, что они были паркетными, ни того, что плиточными или какими-либо еще.


Печь в сенях

А. Давыдова считает, что оригнальная обстановка павильона пострадала еще до событий, последовавших в Н. Новгороде в 1917-18 гг. за Октябрьской революцией, а именно во время вооруженного восстания 1905 года, когда железнодорожный вокзал был захвачен и удерживался рабочими. Однако подтверждения этому нет, тем более что император побывал здесь еще раз, восемью годами позже.


Выход на привокзальную площадь

С момента постройки здание ни разу не перестраивалось, если не считать незначительной внутренней перепланировки и организации централизованного отопления от станционной котельной. Тем не менее, интерьеры павильона, а особенно мебель были частично либо полностью утрачены, поскольку в советскую эпоху здесь размещались районный комитет партии, поликлиника железнодорожной больницы и, наконец, кассы предварительной продажи билетов. Лишь в середине 1980-х годов кассы перенесли, а центральный зал перепрофилировали в зал ожидания для народных депутатов и высокопоставленных лиц.


Павильон - касса предварительной продажи билетов. Конец 60-начало 70-х гг. Фото из коллекции И. Богомолова

В настоящее время Императорский павильон является памятником архитектуры регионального значения. Оформление его основных помещений реставрировано, меблировка выполнена в стиле конца XIX в., на полу уложен паркет. Поскольку здание в основном используется для проведения корпоративных мероприятий, бывшая комната для свиты переоборудована в кухню.


Камин в центральном зале

Свободное посещение павильона, структурно относящегося к административно-хозяйственному центру (АХЦ) Горьковской железной дороги, ограничено специальным режимом, действующим на территории предприятия.

Оставить комментарий к публикации

На главную страницу