Территория завода. Празднование 100-летия предприятия. 1949 г.
На территории завода "Красное Сормово" (Сормовский район г. Нижнего Новгорода) сохраняется уникальный комплекс сооружений постройки 2-й половины XIX-начала XX вв., включающий промышленные, административные и культовые здания.
Первоначально предприятие, основанное в 1849 году, было чисто судостроительным. Однако постепенно оно стало расширять границы своих возможностей, в частности, в 1872 году на заводе организуется вагонное производство.
С целью обеспечения завода собственным литьем было основано сталелитейное производство. В 1870 году был открыт сталелитейный цех, где стала работать первая в России газогенераторная (т. н. "мартеновская") печь.
Первый сталелитейный цех
В 1897 году на предприятии была введена в строй собственная электростанция мощностью 2000 кВт. Годом ранее, в 1896 году, был построен крупнейший механический цех. Его появление напрямую было связано с освоением перспективного направления - выпуска паровозов.
Комплекс прокатных цехов
К началу XX века завод располагался на территории, ограниченной современными улицами Щербакова (с юга), Станционной (с востока), Баррикад (с севера) и рекой Волгой (с запада).
В дальнейшем, вплоть до начала 10-х годов XX века, возведение цехов, в которых осваивался выпуск принципиально новых типов продукции - паровых машин, стационарных нефтяных двигателей, трамвайных вагонов - на этой территории было продолжено.
Пвровозо-котельное производство
С началом 1-й мировой войны с целью выполнения значительных государственных заказов на артиллерийские орудия и боеприпасы завод вновь отстроил пушечное производство, включавшее два новых механических цеха, а также шрапнельное производство.
К 1917 году Сормовский завод насчитывал 48 цехов. В советскую эпоху его территория развивалась в северном направлении, посепенно достигнув современной пл. Славы в границах ул. Свободы и продвинувшись еще выше по Волге вдоль ее правого берега. Именно на новых площадях изготавливались грузовые суда, а также подводные лодки.
В рамках конверсии - с завершением производства танков и отказом от изготовления паровозов - ряд цехов дореволюционной постройки был перепрофилирован под выпуск товаров народного потребления.
В настоящее время в старых производственных зданиях производство продукции, аффилированной с заводом "Красное Сормово", не ведется. Ряд цехов в той или иной степени подвергся перестройке, некоторые сооружения уничтожены.
На территории завода "Красное Сормово" в разное время были установлены:
● знак в память об открытии первой в СССР установки непрерывной разливки стали
● знак на стене, оставшейся от первого механического цеха Сормовского завода
● знак "Первой в России мартеновской печи"
● мемориальная доска Р. Е. Алексееву на здании ЦКБ по СПК
● рубка подводной лодки проекта 877
● судовой якорь возле корпусообрабатывающего цеха
● танк Т-34-85
● фонтан возле прокатного цеха
● фонтан на аллее Комсомольской славы
К другим сооружениям на территории Нижегородской области:
● Автостанция "Канавинская"
● Автостанция "Сенная"
● Аэродром, г. Богородск
● Аэродром, с. Большое Болдино
● Водонапорная башня на территории металлургического завода, г. Выкса
● Горьковская детская железная дорога им. М. Горького
● Канатная дорога Нижний Новгород - Бор
● Нижегородский (горьковский) автовокзал
● Нижегородский (горьковский) метрополитен
● Нижегородский (горьковский) трамвай
● Нижегородский (горьковский) троллейбус
● Опора 120-киловольтной линии электропередачи на территории г. о. г. Дзержинск
● Пожарная вышка в пос. Ляхово Балахнинского района
● Пожарная вышка на ул. Кима в Сормовском районе г. Н. Новгорода
● Пригородная железнодорожная ветка Нижний Новгород-Сормово
● Фонтан в сквере площади Минина и Пожарского (ранее - Благовещенской)
● Фонтан возле заводоуправления ГАЗ
● Фонтан на территории Горьковского автомобильного завода
Оставить комментарий к публикации