Поезд из пассажирских вагонов "48-051" на станции Кедун-Быково (г. Нижний Тагил, Свердловская обл.) Висимо-Уткинской узкоколейной железной дороги. Фото 1995 года
11-метровый четырехосный цельнометаллический пассажирский вагон ПВ-40 колеи 750 мм выпускался с 1955 по 1991 годы Демиховским машиностроительным заводом (Московская обл.) - ведущим отечественным предприятием, специализировавшимся в эпоху СССР на изготовлении узкоколейного подвижного состава железных дорог.
ПВ-40, имевший паспортную вместимость 96 человек, пришел на смену пассажирскому вагону ПВ-26, выпускавшемуся тем же заводом с 1950 года и имевшему многочисленные недостатки конструкции. Новая модель прежде всего отличалась наличием несущего кузова. Она получила основание в виде хребтовой балки из двух швеллеров и сварных поперечных балок коробчатого сечения. Крыша, пол вагона и обшивка стен, в том числе выполненных из цельного гофрированного стального листа боковых, образовывали силовой каркас кузова, который опирался на две двухосные тележки со сварной рамой.
Железнодорожный вагон типа "48-051". Габаритная схема
Железнодорожный вагон типа "48-051". Компоновочная схема
В салоне вагона, оборудованного водяным отоплением, были установлены 20 двухместных жестких сидений, изготовленных из фанеры и оклеенных дерматином, которые располагались лицом друг к другу. Поручни практически отсутствовали. Проход между сиденьями был крайне узким - шириной менее полуметра. В целом ПВ-40 по уровню комфорта существенно уступал зарубежным аналогам. Помимо спартанских условий размещения пассажиров вагон характеризовался также сильным раскачиванием на ходу.
Вместе с тем иных вариантов удовлетворения потребностей узкоколеек те годы не было, поскольку дореволюционные вагоны Коломенского завода уже износились, а трофейный подвижной состав, попавший в СССР после Великой Отечественной войны по репарации, как оказалось, довольно сложно эксплуатировать ввиду отсутствия унификации и неприспособленности для работы в местных условиях.
Помимо стандартного 40-местного пассажирского варианта, имевшего обозначение "48-051" Демиховский машиностроительный завод выпускал и другие модификации ПВ-40: вагон для эксплуатации в условиях тропического климата ("48-055"), вагон-столовую с кухней и 24-местным обеденным залом ("48-053"), вагон-кинотеатр ("48-054"), рассчитанный на 32 зрителей. Передвижной кинотеатр работал в паре с железнодорожной платформой, оснащенной бензоэлектрическим агрегатом.
Останки пассажирского вагона "48-051" на ликвидированной станции Ситники (пос. Железнодорожный, Борский район Нижегородской области), входившей в состав Горьковского предприятия промышленного железнодорожного транспорта. Фото 2001 года
Кроме того, ДМЗ строил вагоны для перевозки рабочих бригад ("43-011"), не комплектовавшиеся санузлом, а также вагоны для перевозки спецконтингентов ("48-096"), рассчитанные на 55 заключенных и четырех сопровождающих и имевшие три помещения - служебное, караульное и камеру для заключенных. Туалет у "48-096", как и у "43-011", отсутствовал, однако эта версия дополнительно комплектовалась бачком с питьевой водой и устанавливаемыми на все окна решетками.
За годы выпуска вагонам ПВ-40 удалось стать самым массовым типом подвижного состава на узкоколейках СССР, имевших пассажирское сообщение - за 35 лет их выпущено около 7 тысяч. В 80-е годы ввиду массовой утилизации вагонов Pafawag, закупавшихся для детских железных дорог России и других республик бывшего СССР, ПВ-40 стали поступать и на них. Предположительно один из вагонов, эксплуатировавшихся ранее на Горьковской детской железной дороге, установлен в качестве памятника на пл. Революции в Канавинском районе г. Нижнего Новгорода.
В 1988 году, незадолго до завершения выпуска, вагон ПВ-40 был серьезно модернизирован. ДМЗ применил на них более легкие тележки, а также внедрил обшивку кузова с тремя горизонтальными ребрами жесткости боковых бортов взамен прежних пяти. В 1991 году, выпустив последние пассажирские вагоны для колеи 750 мм, предприятие стало специализироваться на производстве секций электропоездов стандартной колеи.
Краткая техническая характеристика пассажирского вагона "48-051"
Количество мест для сидения | 40 |
Максимальная вместимость | 96 чел. |
Число осей | 4 |
Масса тары | 9 500 кг |
Конструктивная скорость | 40 км/ч |
Длина вагона по осям сцепления | 11 000 мм |
Длина вагона по раме | 10 200 мм |
База вагона | 7 200 мм |
База тележки | 1 300 мм |
Ширина вагона снаружи | 2 300 мм |
Ширина вагона внутри | 2 160 мм |
Высота вагона от уровня головок рельсов | 3 172 мм |
Высота вагона внутри от пола до потолка | 2 095 мм |
Диаметр колес | 540 мм |
Минимальный радиус кривой вписывания | 50 м |
К другим материалам по теме "Горьковская детская железная дорога им. М. Горького":
● история Горьковской детской железной дороги
● паровоз КП-4 №430
● пассажирский вагон Pafawag
● пассажирский вагон ВП750
● пассажирский вагон ПВ-40 ("48-051")
● тепловоз Ту2 №233
К другим важнейшим сооружениям транспортной инфраструктуры на территории Нижегородской области:
● Аэродром г. Богородска
● Нижегородский (горьковский) автовокзал
● Нижегородский (Горьковский) метрополитен
● Нижегородский (Горьковский) трамвай
● Нижегородский (Горьковский) троллейбус
● Пригородная железнодорожная ветка Нижний Новгород-Сормово
К другим публикациям, посвященным отдельным типам подвижного состава, ранее эксплуатировавшимся в г. Горьком-Нижнем Новгороде и области:
● автобус Ikarus-180
● автобус Ikarus-260
● автобус Ikarus-620
● трамвайный поезд ЛМ/ЛП-36 ("МЧ/ПЧ")
● трамвайный вагон ЛМ-57
● трамвайный вагон МТВ-82
● трамвайный вагон РВЗ-7 ("71-217")
● трамвайный вагон "Сормовский 7-оконный фонарный"
● троллейбус ЗиУ-9Н
Оставить комментарий к публикации