Поезд "МЧ/ПЧ" в Ленинграде
Не дошедший до наших дней трамвайный поезд, построенный ЛенВАРЗ № 1 (г. Ленинград) в единственном экземпляре в 1937 году и имевший заводское обозначение "МЧ/ПЧ", вполне можно отнести к памятникам техники.
Поезд из моторного и прицепного трехдверных четырехосных цельнометаллических вагонов, другими известными названиями которого также были ЛМ/ЛП-36 и "голубой экспресс", создан на основе дизайнерских разработок архитектора К. М. Дмитриева и художника В. Г. Дауголя в 1936 году. Он должен был прийти на смену дерево-металлическому "МА/ПА" (так называемой "американке") массового производства начала 1930-х годов.
В облике и конструкции "МЧ/ПЧ" хорошо узнаваем американский PCC, который имел косвенное ножное управление и ускоритель. Шестистворчатые средние пассажирские двери моторного и прицепного вагонов, а также передняя и задняя площадки с пониженным уровнем пола позволяли максимально ускорить посадку-высадку. В салоне были установлены роскошные кожаные сиденья и оригинальные светильники.
Схематические изображения моторного (вверху) и прицепного (внизу) вагонов поезда "МЧ/ПЧ" из так называемого "Кондратьевского альбома" 1941 года
В середине 30-х годов прошлого века, учитывая наличие всех этих концептуальных изысков, однако, вряд ли было возможно наладить серийный выпуск подобных вагонов в СССР. Поэтому-то "МЧ/ПЧ" так и остался в единственном экземпляре, а его глубоко упрощенный полностью высокопольный вариант с непосредственным управлением - ЛМ/ЛП-47 - пошел в серию лишь в 1947 году.
Уникальный трамвайный поезд в 1952 году был передан ленинградскими электротранспортниками Горьковскому ТТУ в качестве безвозмездной помощи. Перед этим его переделали на непосредственное управление. Тем не менее, почти до конца 50-х годов, когда Горький наконец массово стал получать трехдверные трамваи, ЛМ/ЛП-36, поступивший в Гордеевский трампарк, получивший там гаражный номер 194/195 и закрепленный за маршрутом №12, оставался здесь единственным в своем роде.
Горьковские электротранспортники уверяли, что "МЧ/ПЧ" был в состоянии увезти всех пассажиров прибывшего на железнодорожный вокзал московского поезда. В одном из декабрьских номеров газеты "Горьковский рабочий" за 1964 год "голубой экспресс" упоминался в связи с дискуссией на тему, нужна ли в Горьком работа общественного транспорта ночью.
В рамках этого обсуждения было решено организовать ночные выезды вагонов на добровольных началах. Экипаж "МЧ/ПЧ" оказался тогда среди тех, кто взялся подвозить в позднее время рабочих, возвращавшихся с вечерней смены и прибывавших из Москвы по железной дороге.
Поезд "МЧ/ПЧ" был списан в 1967 году, проработав в общей сложности 30 лет, из них 15 лет в Горьком. Долгое время считалось, что фотографии, которые иллюстрировали бы его работу в Горьком, отсутствуют. Единственный известный на сегодняшний день горьковский снимок "голубого экспресса", сделанный на внутриавтозаводском маршруте №8А, предоставлен А. Ивановым.
"МЧ/ПЧ" в Автозаводском районе г. Горького
К другим публикациям, посвященным отдельным типам подвижного состава, ранее эксплуатировавшимся в г. Горьком-Нижнем Новгороде и области:
● автобус Ikarus-180
● автобус Ikarus-260
● автобус Ikarus-620
● железнодорожный вагон "48-051"
● трамвайный вагон ЛМ-57
● трамвайный вагон МТВ-82
● трамвайный вагон РВЗ-7 ("71-217")
● трамвайный вагон "Сормовский 7-оконный фонарный"
● троллейбус ЗиУ-9Н
Оставить комментарий к публикации