Поезд КМ/КП. Фото 1-й половины 80-х годов

Поезд из моторного трамвайного вагона КМ ("Коломенский моторный") с гаражным №162 и пассивного прицепа КП ("Коломенский прицепной") с гаражным №392 был установлен на постаменте на территории трамвайного депо №3 в июле 1972 года, после того, как в трамвайном депо №3 были списаны последние такие поезда.

В мемориальной табличке указывалось, что за годы эксплуатации, начиная с 1935 года, поезд прошел более 2,5 млн километров и перевез 39 млн пассажиров. Вагон №162 действительно поступил в УГТ (Управление горьковского трамвая) в 1935 году с завода № 112 ("Красное Сормово"), однако подтвердить либо опровергнуть, тот ли вагон эксплуатировался под этим номером впоследствии, или же иной, не представляется возможным.

Прицепной вагон, скорее всего, не относился к первой партии из 5 вагонов с №№401-405, поступившей в УГТ в 1932 году, а ранее эксплуатировался в Москве либо каком-то ином трамвайном хозяйстве РСФСР, был передан в Горький после Великой Отечественной войны и капитально отремонтирован на Горьковском вагоноремонтном заводе.

Первоначально в салоне вагона КМ находилась небольшая мемориальная экспозиция. Постепенно памятник приходил в ветхое состояние, что, как и в случае с трамвайным поездом-памятником ЛМ-49/ЛП-49, установленным на постаменте по соседству, было связано с транспарентностью территории депо (в 70-80-е годы она не была отгорожена должным образом, а в месте установки мемориальных вагонов проходила дорога к садовым участкам).


Вагон КП на постаменте после снятия с постамента вагона КМ. Фото 1993 года

В 1986 году, к 90-летию нижегородского (горьковского) трамвая, вагон КМ был снят с постамента для участия в выставке ретротрамваев, а вагон КП продолжал находиться там без тягача. Затем с постамента был снят и КП.

До середины 90-х годов оба вагона находились на веере трамвайного депо №3. В 1995 году вагон КМ был восстановлен до ходового состояния силами Нижегородского вагоноремонтного завода.



Вагон КМ после восстановления на территории Нижегородского вагоноремонтного завода. Фото 1995 года

После празднования 100-летия нижегородского трамвая, ориентировочно в 1998 году, вагон КП был утилизирован.


Вагон КП на веере трамвайного депо № 3. Фото 1997 года

В 2005 году вагон КМ стал экспонатом музея МП "Нижегородэлектротранс".

К другим мемориальным трамваям и троллейбусам г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области:
реплика прицепного трамвайного вагона дореволюционной эпохи
● трамвайный вагон ЛМ-57
трамвайный вагон МТВ-82
трамвайный вагон РВЗ-7 ("71-217")
● трамвайный вагон Х (г. Дзержинск)
● трамвайный вагон Х (г. Н. Новгород)
трамвайный поезд ЛМ-49/ЛП-49
● троллейбус ЗиУ-5Д
троллейбус ЗиУ-9Н
троллейбус МТБ-82Д

К разделу "Подвижной состав электротранспорта, сохраненный в Нижегородской области в качестве мемориального"

Оставить комментарий к публикации