Основное назначение трактора ДТ-54, выпускавшегося параллельно на нескольких советских тракторных заводах (Сталинградском, Харьковском и Алтайском) в общей сложности три десятилетия, с 1949 по 1979 годы, - посев сельскохозяйственных культур и уборка урожая, осуществление пахоты, а также планировочных и землеройных работ. Конструкция ДТ-54 предполагала возможность агрегатирования с плугом и иными прицепными сельскохозяйственными машинами.
Основой для создания ДТ-54 явилась модель АСХТЗ-НАТИ, хотя новая машина во многом отличалась от своего прототипа, выпускавшегося с 1937 года. Этот трактор получил уже не керосиновый, а бескомпрессорный 4-цилиндровый 4-тактный дизельный двигатель мощностью 54 л. с. с вихревыми камерами, в котором удалось исключить возможность разжижения масла топливом. ДТ-54 имел значительно более высокие технические показатели, нежели предшественник, и полностью соответствовал требованиям сельскохозяйственного производства, предъявлявшимся к сельхозтехнике в 50-60-е годы прошлого века.
Так, ДТ-54 оснащался 5-скоростной коробкой передач и 2-диапазонным ходоуменьшителем, позволявшим машине двигаться на 10 замедленных скоростях. Трактор комплектовался ленточными тормозами с двусторонним действием, в его конструкции была применена центробежная очистка масла, позволившая существенно увеличить ресурс силового агрегата.Для запуска дизеля применялся пусковой двигатель мощностью 10 л. с.
Рама трактора изготавливалась из двух швеллерных балок с поперечинами и передним брусом. В отличие от АСХТЗ-НАТИ кабина ДТ-54 была не полузакрытой, а закрытой, двухместной. Она оснащалась мягким сиденьем, кабины более поздних лет выпуска помимо этого имели отопитель и питьевой бачок, хотя и оставались весьма спартанскими вплоть до окончания выпуска, а органы управления отличались необходимостью применять значительные усилия.
ДТ-54 выпускался в нескольких модификациях:
С1 - с раздельно-агрегатной гидравлической навесной системой и механизмом, позволяющим навешивать орудия;
С2 - со всеми агрегатами навесной системы, за исключением основного силового цилиндра и механизма для навешивания орудий;
СЗ - без агрегатов навесной системы;
С4 - с навесной системой, аналогичной С1, но без выносных цилиндров.
Производство модернизированного ДТ-54А было освоено во второй половине 1957 года. По сути это был тот же ДТ-54, но оборудованный раздельно-агрегатной гидравлической системой для работы с навесными и прицепными гидрофицированными сельскохозяйственными машинами. Кроме того, в отличие от ДТ-54, на ДТ-54А были установлены генератор переменного тока Г-46В, четыре фары и четыре розетки для включения фар на машинах и орудиях.
На тракторах ДТ-54А последнего выпуска навесной механизм был унифицирован с аналогичным узлом трактора ДТ-75, сменившего ветерана на конвейере. Унифицированный механизм позволял трактористу в одиночку, без помощников, присоединять навесное орудие, заранее установленное на горизонтальной площадке, для чего достаточно было подъехать к нему задним ходом на расстояние порядка 50 мм.
Техническая характеристика трактора ДТ-54 (ДТ-54А)
Тип трактора | Гусеничный |
Масса (конструктивная) | 5400 кг |
Габаритные размеры | |
длина с прицепным устройством | 3660 мм |
ширина | 1865 мм |
высота | 2300 мм |
Дорожный просвет | 260 мм |
База (расстояние между осями крайних опорных катков) | 1622 мм |
Колея (расстояние между серединами гусениц) | 1435 мм |
Удельное давление на почву | 0,41 кгс/см2 |
Число передач | Вперед - 5, назад - 1 |
Диапазон скоростей | Вперед - 3,59-7,90 км/ч, назад - 2,43 км/ч |
Двигатель | Д-54, бескомпрессорный, четырёхтактный, дизельный, с вихревыми камерами, номинальная мощность при 1300 об/мин - 54 л. с., максимальный крутящий момент - 35 кгм |
Емкость топливного бака | 185 л |
Пусковой двигатель | ПД-10М |
В Нижегородской области памятники гусеничному сельскохозяйственному трактору ДТ-54 (-54А) установлены:
● в промзоне г. Перевоза
● на территории Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии (НГСХА)
● в составе коллекции сельскохозяйственной техники, с. Большое Болдино
Оставить комментарий к публикации