Подстанция "Первомайская". Конец 40-х гг.

Пару лет назад в средствах массовой информации появилась информация о том, что работу электротранспорта в Нижнем Новгороде "обеспечивают 33 тяговые трансформаторные подстанции суммарной мощностью 75 150 кВт". Эта информация очень интересна хотя бы тем, что, наверное, впервые прозвучала из уст руководителя МП "Нижегородэлектротранс", ведь в действительности большинство жителей города не только никогда не задумываются над тем, что же именно приводит в движение трамваи и троллейбусы, но и даже не имеют ни малейшего представления о том, где эти подстанции находятся, как они выглядят и каков их функционал.

На самом деле назначение тяговой подстанции городского электротранспорта (ТП) достаточно утилитарно - это преобразование трехфазного переменного тока напряжением 6...10 кВ в постоянный напряжением 550 В и подача его в контактную сеть. Как известно, первые ТП в нашем городе базировались на умформерах - одноякорных преобразователях тока. Начиная с 30-х годов практиковались ртутные выпрямители, а в 60-70-е годы на смену им пришли уже полупроводниковые выпрямители.

В дореволюционную эпоху и в годы так называемого восстановительного периода ток в трамвайную сеть в правобережной части города подавался с Похвалинской электростанции умформерного типа мощностью 550 кВт, а в левобережной - с Канавинской электростанции, располагавшей двумя 200-киловаттными динамо-машинами постоянного тока с дизельным приводом. Они же давали ток для освещения города и других муниципальных нужд.

Разумеется, для дальнейшего развития трамвая в городе этих станций было недостаточно, и уже в начале 30-х годов в Нижнем Новгороде начинается сооружение новых ТП. Любопытно, что первые подстанции имели собственные имена, в частности, это были ТП "Сормовская", ТП "Ворошиловская", ТП "Первомайская". Такая традиция сохранялась, по всей видимости, до конца 50-начала 60-х годов, теперь же все эти устройства просто пронумерованы от 1 до 33.


Подстанция "Ворошиловская".

Так, в нагорной части города появились подстанция "Ворошиловская" (пос. Караваиха, современная ул. Крылова), питавшая трамвайную линию на Мызу, и подстанция "Первомайская" рядом с площадью имени 1 Мая (ныне - пл. Горького), в первую очередь снабжавшая током городское трамвайное кольцо. В заречной части это была ТП "Сормовская", расположенная в самом начале Сормовского шоссе, которая питала вновь построенные трамвайные линии на центр Сормова и Баевку, а также подстанции на ул. Почтовой (ныне - ул. Поющева) в Автозаводском районе и ул. Тираспольской в Канавинском районе.


Подстанция на ул. Поющева


Подстанция "Стригинская"

Многие тяговые подстанции тех лет отличали внешние индивидуальность и монументальность. Некоторые из них были территориально совмещены с административными и аварийными службами городского электротранспорта. Фасады их часто украшали буквы "Т. М. Т." ("Трест механического транспорта" - до 1934 года), выложенные из кирпича. ТП "Стригинская" - кстати, первая послевоенная, сданная в эксплуатацию в 1957 году на ул. Рельсовой, - видимо, одновременно оказалась и последней, получившей достаточно оригинальный внешний облик.


Надпись "Т. М. Т." на фасаде подстанции на ул. Тираспольской

На смену достаточно затратным оригинальным проектам пришли более компактные здания без архитектурных излишеств, хотя время от времени на их стенах все еще появлялась выполненная кирпичом аббревиатура "ТТУ" ("Трамвайно-троллейбусное управление" - с 1947 года). Однако несколько старых ТП, служа перевозчику вот уже 60-80 лет и даже более, по-прежнему украшают и разнообразят рядовую городскую застройку.

Иногда случается так, что территория вокруг ТП уже давно очищена от жилой застройки эпох индустриализации и первых послевоенных десятилетий, и таким образом, подстанция остается единственным хранителем названий всеми забытых улиц и переулков. Такова, например, ситуация в микрорайоне Дарьино. Похоже, здание ТП - единственное, существующее ныне в пер. Полускатном.

Вот еще пример. Значительная часть ул. Тираспольской была ликвидирована в 60-е годы в связи с постройкой комплекса административных зданий управления Горьковской железной дороги, и теперь подстанция с адресом Тираспольская, 28 представляет собой автономный островок этой когда-то достаточно протяженной улицы непосредственно за УГЖД.


Подстанция в пер. Полускатном

В 50-70-е годы электротранспорт города Горького (так назывался Нижний Новгород с 1932 по 1990 гг.) развивался наиболее интенсивно, и именно на этот период приходится открытие большого количества трансформаторных подстанций во всех частях города, в частности, это были ТП "Черметовская" в конце Московского шоссе, ТП "Комсомольская" на территории пос. Комсомольского, ТП "Бекетовская" на ул. Чукотской, ТП "Новоокская" на Окском съезде. Судьба последней такова, что она, построенная в 1-й половине 60-х гг. при сооружении Молитовского моста через р. Оку и съезда к нему, просуществовав чуть меньше полувека, была снесена в процессе расширения съезда с 3 до 4 полос для автомобильного движения, но была построена вновь почти на том же месте.


Подстанция в пер. Лудильном


Старое здание подстанции "Новоокской"

Печальной оказалась и участь шикарного старого здания подстанции "Первомайской". Оно попало в зону строительства станции метро "Горьковская" и также было снесено. А позже, как и "Новоокскую", эту ТП восстановили на новой элементной базе. Сегодня "Первомайская" и "Новоокская" - самые "молодые" и самые современные в городе, и по возрасту с ними сопоставимы лишь подстанции, появившиеся в 90-е годы на улицах Большой Печерской, Бринского и Гороховецкой в связи с развитием троллейбусной сети в этих направлениях.

В остальном расклад таков: в городе остается относительно небольшое количество тяговых подстанций, построенных до Великой Отечественной войны, а большинство ныне эксплуатирующихся введены в строй в 50-80-е годы прошлого века. По данным МП "Нижегородэлектротранс", в среднем основное оборудование подстанций эксплуатируется более 50 лет.

Олег ЧАЛКОВ
23 марта 2019 г.

Оставить комментарий к публикации

На главную страницу