Строительство оборотной петли в центре Сормова (1931 год?)
В 1929 году между поселками Гордеевка и Бурнаковка было начато сооружение нового трамвайного депо и мастерских.
Считалось, что их постройка придаст дополнительный импульс появлению трамвайной линии, соединяющей Канавино и Сормово, которая была бы более выигрышной в сравнении как с уже существовавшей на тот момент пригородной железнодорожной веткой, так и с открытым в 1927 году автобусным сообщением, развитие которого ограничивалось плохими дорогами.
Новыми маршрутами планировалось связать кольцо Московского вокзала (пл. Челюскинцев, ныне - пл. Революции) с центром Сормова и Баевкой, находившейся в районе нынешнего авиазавода "Сокол". Предполагалось, что миновав Гордеевку и Бурнаковку, рельсы выйдут на современное Сормовское шоссе и далее будут идти параллельно железной дороге до Вари, где разойдутся в разные стороны.
Первоначально строилась часть пути, предназначавшаяся для связи существующей сети с новым депо и мастерскими. В активную фазу строительство на сормовском направлении вступило в 1930–1932 годах (сормовскую ветку с маршрутом № 6 открыли в 1931 году, ветку на Баевку с маршрутом № 7 – годом позже).
Сормовская линия в районе современного "гордеевского пятачка". Начало 30-х годов
Ввиду значительного пассажиропотока линии почти сразу же делались двухпутными (в частности, только что пущенная сормовская ветка уже в 1932 году стала таковой), и лишь в районе современного "гордеевского пятачка", где имелся узкий проход между старым цирком и другими существовавшими на тот момент постройками, трамваи вынуждены были временно следовать по одной нитке.
Такая ситуация, однако, просуществовала относительно недолго. Организация сквозного железнодорожного движения через заречную часть Горького сделала необходимым сооружение виадука над путями вблизи Московского вокзала, пущенного в середине 30-х годов. По виадуку трамвай вывели вверх и влево, в створ ул. Романова, с организацией правого поворота на Советскую. Этот виадук, эксплуатирующийся по сей день, стал первым сооружением подобного типа в Горьком.
Начиная с 30-х годов сормовское направление обслуживалось в основном 2-вагонными поездами Х/М, в часы пик выводились 3-вагонные поезда Х/М/М либо более легкие Х/М/ТМТ.
Поезд Х/М/ТМТ на пл. Челюскинцев. 1-я половина 30-х годов
В первые послевоенные годы на маршрутах №№ 6 и 7 также недолго работали поезда КТМ-1/КТП-1. В 60-е годы прицепные М в поездах Х/М/М заменялись на поступившие из Москвы бывшие в употреблении С.
Поезд КТМ-1/КТП-1 на маршруте № 7. Начало 50-х годов
Поезд Х/С/С, работающий на маршруте № 7, в Гордеевском трамдепо. Середина 60-х годов
В 1956 году сормовское трамвайное кольцо было замкнуто. Пути общей протяженностью 5,6 км прошли по улицам Новосоветской, Коммуны и Черняховского. Постройка нового участка позволила организовать движение трамваев маршрутов №№ 6 и 7 по маятниковому принципу (№ 6 – против часовой стрелки, № 7 – по часовой), а также открыть три новых маршрута: № 13 – двустороннее кольцо; №№ 14 и 15 – аналоги маршрутов №№ 6 и 7, продленные от Московского вокзала до Скобы.
РВЗ-6 в центре Сормова. Начало 70-х годов
В связи с сооружением кольца конечные трамвая в Баевке и центре Сормова были ликвидированы. Тогда же, в 50-е годы, ввиду хронической перегруженности трамвайного кольца Московского вокзала конечная маршрутов №№ 6 и 7 была организована на "гордеевской" стороне, в районе хлебозавода. Впоследствии, в конце 90-х годов, эту конечную из соображений безопасности лишь перевели с движения по часовой стрелке на движение против часовой.
Маршруты №№ 14 и 15 были закрыты в 1971 году, не выдержав конкуренции с автобусными маршрутами сормовского направления, в то время как кольцевой № 13 просуществовал до начала 1980-х годов.
Начиная с конца 60-х годов маршруты №№ 6, 7, 13, 14 и 15 были полностью укомплектованы вагонами РВЗ-6.
СМЕ из двух вагонов РВЗ-6М2. 1980 год
В конце 70-х годов на сормовском направлении в небольшом количестве эксплуатировались поезда из двух РВЗ-6М2, соединенных по системе многих единиц (СМЕ), вагоны РВЗ-71-217, а после этого - чешские T3SU и T6B5, наконец, в последние несколько лет - также вагоны УТМ.
РВЗ-71-217. 1980 год
УТМ 71-409 . 2015 год
Завершенные материалы по теме:
● Нижегородский (Горьковский) трамвай. Предпосылки появления. 80-е-1-я половина 90-х годов XIX века
● Трамвай компании Siemens & Halske
● Трамвай компании Рафаэля фон Гартмана
● Трамвай товарищества "М. М. Подобедов и Ко"
● Автозаводское трамвайное депо (№3)
● Кремлевский трамвайный парк
● Трамвайно-железнодорожная линия Центр - Мыза
К другим важнейшим сооружениям транспортной инфраструктуры на территории Нижегородской области:
● Автостанция "Канавинская"
● Автостанция "Сенная"
● Аэродром, с. Большое Болдино
● Аэродром, г. Богородск
● Горьковская детская железная дорога им. М. Горького
● Канатная дорога Нижний Новгород - Бор
● Нижегородский (горьковский) автовокзал
● Нижегородский (горьковский) метрополитен
● Нижегородский (горьковский) троллейбус
● Пригородная железнодорожная ветка Нижний Новгород-Сормово
К другим публикациям, посвященным отдельным типам подвижного состава, ранее эксплуатировавшимся в г. Горьком-Нижнем Новгороде и области:
● автобус Ikarus-556
● автобусы модели Ikarus-180
● автобусы модели Ikarus-260
● автомобиль-фургон семейства ТА-3760/-3761/-3763
● кюветонарезчик СП-35
● маневровый тепловоз ЧМЭ3-3467
● паровоз Эр-697-40
● передвижная электростанция на шасси МАЗ-200
● ретранслятор звука на базе автобуса ЗиС-155
● ретровагон РВЗ-6М2 с гаражным №2199
● судно на подводных крыльях "Буревестник"
● железнодорожный вагон "48-051"
● трамвайный поезд ЛМ/ЛП-36 ("МЧ/ПЧ")
● трамвайный вагон ЛМ-57
● трамвайный вагон МТВ-82
● трамвайный вагон РВЗ-7 ("71-217")
● трамвайный вагон "Сормовский 7-оконный фонарный"
● троллейбус ЗиУ-9Н
Оставить комментарий к публикации